Зимнее утро анализ стихотворения по плану – а нынче погляди в окно

Краткий анализ стихотворения «Зимнее утро» по плану

История создания стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро» всего за один день 3 ноября 1829 года.

В это время он находился в очень живописном месте в имении Вульфов в Павловском селе Тверской губернии. Считается, что именно красота этих мест вдохновила поэта на создание этого произведения.

Кому посвящено

В произведении автор обращается к «красавице». Кто она — остается загадкой по сей день.

Литературоведы сходятся во мнении, что речь идет о Наталье Гончаровой, с которой поэт познакомился за год до написания стихотворения, и даже успел сделать ей предложение.

Главной темой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» является красота русской зимней природы. Именно ей уделено наибольшее внимание.

Тематика

Тематикой произведения является тема жизни, а в данном случае жизни радостной и счастливой.

Жанр произведения — пейзажная лирика.

Большую часть произведения Пушкин посвятил описанию природы и своих чувств.

Композиция

В стихотворении используется линейная композиция (художественное построение), то есть события разворачиваются перед нами друг за другом.

Композиция состоит из следующих последовательных частей:

  • в начале стихотворения автор восхищается красотой зимы и спешит разбудить свою возлюбленную, чтобы она присоединилась к созерцанию;
  • далее поэт противопоставляет жестокую зимнюю природу, которая бушевала прошлым вечером, и солнечное зимнее утро;
  • в третьей строфе поэт углубляется в описание прекрасной зимней природы;
  • далее он описывает теплый уютный дом, в котором очень здорово проводить время в такие морозные дни;
  • и в завершении автор предлагает покинуть теплый дом и совершить прогулку в этот прекрасный зимний день.

Лирический герой

Лирическим героем является сам автор.

Его настроение можно охарактеризовать как радостное и восторженное. На протяжении всего стихотворения он восхищается красотой зимнего пейзажа.

В конце произведения в его настроении появляется легкая грусть, которая связана с посещением родных для него мест.

Настроение произведения

В стихотворении преобладают настроения радости и восторга.

Только дважды они меняются:

  • во второй строфе, когда автор вспоминает о вчерашней суровой буре, настроение становится более мрачным,
  • и в последней строфе, когда поэт предлагает прокатиться по знакомым местам, в строчках появляется легкая грусть.

Лексика

Лексику произведения можно охарактеризовать как богатую и разнообразную.

Ключевыми словами являются: солнце, снег, блестит, веселый — чтобы передать яркую картину дня и радостное настроение.

Большинство слов в этом произведении просты для понимания. Исключение составляют устаревшие и редко употребляемые слова:

  • нега — нежиться, наслаждаться;
  • нынче — сегодня, сейчас.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Зимнее утро» для усиления визуального образа используется множество средств выразительности.

Метафоры

В произведении используются сложные метафоры: навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру, звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой.

Олицетворения

Текст богат олицетворениями. Вьюга может «злиться», а мгла «носиться» — так автор описывает снежную бурю, которая была прошлым вечером.

Эпитеты

Для более глубокого образа автор активно использует различные эпитеты:

  • чудесный день
  • прелестный друг
  • на мутном небе
  • тучи мрачные
  • голубыми небесами

Сравнения

В произведении приводятся сравнения:

  • звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
  • луна, как бледное пятно.

Звуковые приемы

В стихотворении очень активно используются звуковые приемы.

Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:

«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Это помогает передать треск горящих в печи дров.

Ассонанс, повторение буквы «о«:

«…Открой сомкнуты негой взоры…»

Рифма

В стихотворении рифма приходится на четные слоги.

« Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»

Читать еще:  Какие животные относятся к парнокопытным: свинья непарнокопытное

Используются мужская рифма (ударение на последний слог) и женская рифмы (ударение на предпоследний слог).

Стихотворный размер

Стихотворение выполнено четырехстопным ямбом.

Рифмовка

В стихотворении используется смешанная рифмовка по схеме: ААВССВ.

Место в творчестве

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» — это одно из самых значимых произведений его жизни, написанных в жанре пейзажной лирики.

Гениальность стихотворения заключена в простоте лексики, с помощью которой автор создает яркие и убедительные образы.

Оно отображает трепетное отношение поэта к русской зимней природе. Кроме того, оно передает его настроение на тот момент. Пушкин молод, свободен от ссылок, ведет яркую и насыщенную жизнь. Неудивительно, что стихотворение пронизано настроениями радости и свободы.

Поэт написал это произведение всего за 1 день. Вероятно, он и не подозревал, что оно станет одним из самых известных и любимых его стихотворений.

Личное мнение

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» произвело на меня сильное впечатление.

Читая его, я сразу погружаюсь в события, описываемые автором. Будто вокруг меня прекрасные снежные равнины, которые блестят на солнце, темнеющий вдалеке лес, покрытые инеем ели и замерзшая река.

Я не просто представляю эту красоту, а ощущаю ее. Кажется, что щеки начинает щипать от мороза, а глаза щурятся от снежного блеска.

В стихотворении присутствует описание суровой зимы. Я думаю, так автор хочет показать, что после ненастья всегда бывает ясный день.

В произведении преобладают радостные настроения, которые невольно передаются каждому, кто прочтет эти строки.

Прогулка в санях, которую описывает Пушкин в самом конце стихотворения, является символом свободы, радости и раздолья. Эти ощущения очень заразительны, и они передаются каждому читателю.

Может быть, именно поэтому стихотворение «Зимнее утро» так нравится читателям.

Тема урока: «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Разделы: Литература

  • Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;
  • Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;
  • Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова замечательного поэта Николая Рыленкова.

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

1. Слово учителя.

Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу.

Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.

Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам.

Ваш одноклассник приготовил выставку зимних пейзажей.

Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей Шишкина , Васильева, Степанова, Юона.

Вот так художники видели красоту природы, а хотите узнать, каким увидел зимнее утро замечательный поэт А. С. Пушкин?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Пушкина “Зимнее утро”.

Прослушайте сообщение (ученик)

Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой– студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной , Евпраксией Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 г.

2. Выразительное чтение стихотворения (прослушивание аудиозаписи)

Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?

– Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

– Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

– Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. “Милый берег” далек. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

– Как называется такой прием в литературе, основанный на противопоставлении?

На подобных контрастах построено все произведение. В чем смысл этих противопоставлений? На этот вопрос мы ответим в ходе анализа стихотворения.

– Давайте еще раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Чтение вслух.

– А теперь, ребята, проведем лексическую работу.

3. Лексическая работа. (Подготовленный ученик)

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

– А теперь непосредственно анализ стихотворения.

Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя. Проследим смену эмоциональных состояний. Для начала определимся с количеством строф в стихотворении. Заполним таблицу.

Как меняется время изображения событий?

– Для чего поэт использует контрасты?

Великолепие зимнего утра ощущается еще острее по сравнению со вчерашней бурей.

Вернемся к 1 строфе. Назовите контрастные образы?

Северная Аврора(богиня утренней зари) – северная звезда

– В чем смысл этих противопоставлений?

Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря противопоставлена холодной далекой звезде.

Чувствуется восторг поэта дремоте “друга прелестного”.

– К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания помогают нам увидеть обращение?

Присмотримся к строчке

Открой сомкнуты негой взоры.

– Как вы понимаете?

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная…

Почему поэт называет красавицу “звездою севера”?

Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега– ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.

Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.

Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.

Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.

Еще контрастные образы

Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче…

– Как вам кажется для чего нужен такой контраст?

Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

– Прочитайте выразительно третью строфу. Назовите контрастные образы? В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет, речка подо льдом блестит.

– Мы видим великолепие зимнего пейзажа. А рядом скованность зимней жизни. (лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).

Лес “чернеет”, ель “зеленеет”, и “речка подо льдом блестит”. Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой..

Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.

Прочитаем выразительно 4 строфу.

Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.

Энергия огня противопоставлена инертности быта.

Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит.

“Вся комната янтарным блеском озарена”. Только блеск уже не зимний, а теплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится.

Прочитаем выразительно пятую строфу. Назовите контрастные образы. Они обозначены в действиях лирического героя. Давайте разберемся, в чем смысл этих противопоставлений?

Чувство радости поэта растет и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые”, “леса, недавно столь густые”. Но самое главное…. “берег, милый для меня”.

– Как вы понимаете эпитет?

Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный смысл произведения. Ведь все стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого” проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.

– А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы “Контрасты эмоционального состояния во внутреннем строении строф”.

– В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью используется контраст?

Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро”. День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

– Переходим к выразительному чтению стихотворения “Зимнее утро”

– С каким настроением будем читать 1 строфу? (Бодро, весело, с чувством радости)

– Как и почему меняется настроение во 2 строфе? (Создается мрачное настроение, печально)

Пояснение учителя: стихи здесь будут звучать немного монотонно, глуховато, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: вьюга, мгла, луна… А после слов “и ты печальная сидела наступает перелом. Его надо подчеркнуть паузами:

И ты печальная сидела (пауза) –

А нынче (пауза) погляди в окно …

(От печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости)

– С каким чувством мы прочитаем 3, 4 5 строфы? (светло и радостно, волшебство, блеск, все сверкает…)

Пояснение учителя: Далее чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.

Вернемся к эпиграфу. Как слова Николая Рыленкова можно связать с нашим уроком?

Выучить это стихотворение наизусть.
Нарисовать иллюстрацию к произведению.
Охарактеризовать пушкинское стихотворение по плану? Стр . 156–157 (учебник Меркина Г.С.)

Анализ стихотворения «Зимнее утро»

Сочинение.
«Анализ стихотворения «Зимнее утро»»
Поэзия Пушкина удивительно верна русской
действительности, изображает ли она русскую
природу или русский характер…
В.Г.Белинский.

Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».
В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».
Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» — так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.
Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.
Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:
«…вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче погляди в окно!»
Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.
Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.
Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.
Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Источники:

http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvorenija-pushkin-2/
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628702/
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/lirika-pushkina/6290-analiz-stikhotvoreniya-zimnee-utro

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector