Работа с текстом березовая роща куинджи являющаяся

АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ

«ОСЕННЯЯ РАСПУТИЦА», 1870–1872

Собрание Государственного Русского музея

Архип Куинджи родился в 1842 году (по другой версии — в 1840-м) в Мариуполе в небогатой семье грека-сапожника. Он рано осиротел, и его воспитывали родственники по отцовской линии. Куинджи с детства увлекался рисованием, и однажды его рисунки заметил хлеботорговец, у которого работал Архип. Он предложил юному художнику отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому и снабдил его рекомендательным письмом. Однако известный живописец мальчика в ученики не взял.

Проработав некоторое время ретушером в фотомастерских разных городов, Куинджи переехал в Петербург. Исследователи расходятся во мнении, был ли он официальным студентом Академии художеств, однако подтверждают, что в 1868 году Куинджи представлял свои работы на академической выставке. Тогда совет Академии признал его достойным звания свободного художника, а два года спустя — внеклассного художника.

В конце 1860-х он познакомился с передвижниками и написал ряд работ под влиянием их идеи об изображении действительности такой, какая она есть. Жанровый пейзаж «Осенняя распутица», написанный в тот период, принес ему звание классного художника.

«НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ», 1873

Собрание Государственной Третьяковской галереи

В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности, идеализации образа натуры. В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.

Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «…всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Эта картина, представленная на академической выставке, была явно сильнее работ других художников, и известность Куинджи выросла в разы.

Даже Федор Достоевский в журнале «Гражданин» назвал «На острове Валааме» национальным пейзажем.

«УКРАИНСКАЯ НОЧЬ», 1876

Собрание Государственной Третьяковской галереи

В 1876 году V выставка передвижников прошла в неотапливаемой Академии наук: набирающих популярность конкурентов-передвижников Академия художеств не допустила в свои залы, и посетители рассматривали картины, не снимая шапок и калош. На этой выставке Куинджи представил картину «Украинская ночь», буквально ошеломившую публику, художников и критиков. Пейзаж поразил зрителей тем, как на фоне глубокой синей ночной тьмы изображен яркий лунный свет на белых стенах изб-мазанок.

В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он [Куинджи] написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».

Читать еще:  Растение похожее на крапиву с белыми цветами

«БЕРЕЗОВАЯ РОЩА», 1879

Собрание Государственной Третьяковской галереи

Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. В 1878 году Куинджи вместе с женой Верой отправился в Париж на Всемирную выставку, где в разделе русского искусства представил несколько пейзажей. Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».

Работы Куинджи высоко ценили коллеги. В 1879 году открытие VII выставки передвижников специально задержали на неделю, чтобы художник успел завершить три большие картины, обещанные организаторам.

Одна из этих картин — «Березовая роща» — дала возможность оценить нового Куинджи, мастерски работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов. Это отметил и Александр Бенуа, назвав Куинджи «русским Моне».

«ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ», 1880

Собрание Государственного Русского музея

Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно.

Художник Яков Минченков вспоминал: «…выставочный зал не вмещал публики, образовалась очередь, и экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице». Картину приобрел великий князь Константин Николаевич, который взял «Лунную ночь…» — несмотря на уговоры Тургенева — с собой в кругосветное путешествие. Это не пошло на пользу картине — ее краски стали темнеть.

В поиске новых эффектных цветовых решений Куинджи экспериментировал с красками, различными пигментами, изучал влияние света на материалы. Его эксперименты, вызывавшие большой интерес коллег, впрочем, не были поддержаны другими художниками, которые опасались (и справедливо) недолговечности новых комбинаций красок.

В 1882 году, на вершине успеха и популярности, Архип Куинджи прекратил официальную работу художника, перестал выставляться. Все произведения, созданные в оставшиеся годы (около 500 картин), стали известны только после его смерти. Куинджи был финансово независим, его картины продавались, что позволило ему купить в Крыму имение Сара-Кикенеиз в 245 десятин. Он путешествовал по Кавказу, преподавал и принимал участие в сложном процессе обновления Академии художеств.

Последняя выставка работ Куинджи состоялась в 1901 году. После смерти художника в 1910 году, согласно завещанию, в котором он позаботился обо всех близких ему людях, его капитал (453 300 рублей) и все художественное наследие, оцененное в полмиллиона рублей, были переданы Обществу имени А.И. Куинджи.

Архип Куинджи. Берёзовая роща

Куинджи Архип Иванович.Березовая роща. 1879г.97 х 181 холст, масло Третьяковская галерея

Картина «Берёзовая роща» была впервые показана в 1879 году на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»). И художники, и зрители, посетившие выставку, отметили необычность картины, которой впоследствии было суждено стать одной из самых известных картин Куинджи.

Хотя радостное, светлое настроение произведения понравилось многим, именно эта картина явилась тем импульсом, который развёл художника с передвижниками. Вскоре после выставки, в газете «Молва» появилась анонимная статья под псевдонимом «Любитель», которая обвиняла Куинджи в безвкусице – автор-де слишком «перезеленяет» свои картины.

Также в статье звучали сомнения в таланте Куинджи в принципе, а также говорилось, что световые эффекты – это не результат филигранного владения техникой, а использование осветительных приборов, которые прячутся за полотнами картин. Имя таинственного «Любителя» очень скоро было раскрыто, им оказался коллега «по цеху» Куинджи, член передвижного общества М. Клодт.

Читать еще:  Какие витамины содержатся в петрушке?

Куинджи потребовал исключение обидчика из состава передвижников, однако, на эту просьбу никто не отреагировал, и Архип Иванович ушёл сам.

Куинджи продолжил традиции русского романтического пейзажа. Художник предпочитал драматические состояние природы, эффектные сочетания света и цвета. «Березовая роща» ярко демонстрирует художественные принципы живописца. Картина написана фактически одним зеленым цветом и построена на резком контрасте солнечных пятен в центре и густой тени в глубине.

Форсируя светотеневой контраст, художник добивается впечатления ослепительно яркого солнечного света.
Симметричная композиция (ручей делит ее практически пополам), четко фиксированные пространственные планы рождают эффект искусно сочиненного вида:
Куинджи работал по памяти, не пользуясь натурными этюдами.Верхняя часть берёз не показана, видны только стволы и небольшие зелёные ветки, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса.

Если обратить внимание на группы берёз, которые с выверенной точностью размещены на полотне, а вернее на основания стволов, то можно заметить как они намеренно уплощены, что создаёт некоторую условность. Также декоративность проявляется в статичности – листва на деревьях будто застыла, а воздух настолько прозрачен, что очевидно: на поляне нет ни единого дуновения ветерка. Чаща в глубине картины лишена детализации – это тёмно-зелёная стена, призванная оттенить цветовые контрасты.

Зато вся красота кроется в пронизывающей зелени и солнечном свете. Художник нарочно «опустил» тень на передний план, ещё больше подчёркивая контраст по отношению к залитой солнцем поляне.

Не сразу замечаешь ручей с зеленоватой водой, хотя он протекает в самом центре – кажется, что солнце пробиваясь сквозь крону деревьев, таким образом преобразило тропинку. Однако поблескивающая зеркальная гладь подтверждает, что именно ручей условно делит полотно на две половины.

Автор использовал чистые яркие краски, и если смотреть фрагментарно, то, кажется, что они просто иной раз просто нереалистичны, но только стоит окинуть полотно широким взглядом, ощущаешь этот солнечный яркий день почти физически.

Куинджи со своей декоративностью, упрощением, новаторским использованием силы цвета во многом опередил своё время, и поэтому не все сразу приняли работу, хотя именно «Берёзовой роще» суждено было стать «визитной карточкой» художника.

Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи:

«Наконец, в «Берёзовой роще» особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи «солнцепоклонничество». Изобразив, казалось бы, самый будничный среднерусский мотив — лесную опушку, где среди белоствольных берёз, теряясь в траве, бежит ручей, он создал «гимн» льющемуся с неба живоносному свету.
Приподнятость и праздничность звучания образного строя картины достигнута художником с помощью смелого обобщения и интенсивности контрастов, светящихся на солнце и затенённых цветоформ и зон, а также ритмической определённости решения пейзажа, напоминающего своего рода естественный узор и, в какой-то степени, декорацию — прекрасный фон для мало достойной его пьесы человеческой жизни.»

Творческий диктант по картине А.И. Куинджи «Березовая роща»

Цели:

  • повторить правописание окончаний прилагательных;
  • выяснить, насколько используются прилагательные в речи учащихся, и показать на тексте диктанта, как употребление этой категории делает речь более яркой, выразительной, красочной.
  • развивать творческое воображение.
  • воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе.

Наглядность: репродукции картин.

Когда картина подобрана, можно переходить к составлению текста. Текст можно составить самому или же взять описание картины в каталоге, но изменить его, добавив нужные слова. Основной источник при составлении текста — Энциклопедия.

1. Слово о художнике.

Архип Иванович Куинджи (1842 – 1910) – замечательный русский художник – пейзажист. Сын сапожника, он прекрасно знал, что такое нужда. Став известным художником и самостоятельным человеком, он продолжал жить очень скромно, ограничивая себя во многом, и все свои средства отдавал искусству, которому он бесконечно предан. Куинджи устраивал на свои средства выставки, конкурсы, помогал нуждавшимся молодым художникам.

Читать еще:  Материк который омывают четыре океана

Он самозабвенно любил русскую природу и был певцом ее. Его картины “На острове Валааме”, “Ладожское озеро”, “Степь”, “Украинская ночь”, “Березовая роща”, “Лунная ночь на Днепре” дают прекрасные образы русской и украинской природы, полные торжественности и оптимизма.

Его пейзажи помогали стать человеку, по словам Крамского, “лучше, добрее, здоровее”.

2. Содержание беседы по картине.

– Где и когда была показана картина?

– Понравилась ли она?

– Что отличало картину Куинджи от пейзажей его современников?

– Что изображено на картине?

– Что помогает нам глубже понять чувства художника?

Представьте себе огромный тысячеметровый зал и в нем единственная небольшая картина. Впервые картина “Березовая роща” была показана в Петербурге в 1879 году на ежегодной Передвижной выставке. Она имела необыкновенный успех. Люди специально приезжали в Петербург, чтобы взглянуть на нее.

В чем был ее успех? Картина удивительно проста. Кажется, что здесь особенного, просто березы! Но картина волнует нас. Глядя на нее, мы испытываем чувство глубокой радости. Свой восторг перед открывшейся красотой пейзажа художник сумел донести до нас. И в этом замечательное мастерство художника.

Какими средствами передал художник увиденное?

Композиция картины очень проста: группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей.

Посмотрите, какой блеск красок на картине Куинджи. Обратите внимание на сочетание красок, согласованность света и тени.

Какая идея заключается в пейзаже? У Куинджи она – в безграничной любви художника к русской природе, олицетворяющей для него силу и мощь русской земли – просторной, могучей.

3. Текст диктанта

Вставьте вместо точек пропущенные прилагательные.

В 1879 году в Петербурге состоялось открытие … выст..вки. В …зале была показана …картина ( )Березовая роща( ) (К.,к)уинджи. Открытие выставки этой картиной было …событием в …жизни России. Картина поразила … блеском красок, …жизненность и …простотой.

В своей картине Куинджи не к(а,о)сается …деталей. Он отб( и, е )рает самое существенное, что позволяет глубже понять его чувства. Художник как бы внезапно поразился увиденному и в нескольких мазках передал увиденное.

…лето, …воздух словно застыл в дремоте …стволы берез, …силуэт зелени вдали, …небо, …плоскости света и тени на траве чудесно и мудро согласованы.

А. И. Куинджи написал очень много картин, и все они звучали …гимном природе, ее …красоте, рождающей в человеке чувство … радости.

Выберите правильное написание слов.

Подберите синонимы к словам: картина и художник.

Прилагательные, вставленные вместо точек.

(.ежегодной художественной выставки, в огромном тысячеметровом выставочном зале, единственная картина, большим событием, художественной жизни, ярким, невиданным блеском, необычной жизненностью ,удивительной простотой, отдельных деталей, цветовых мазках, жаркое лето, прозрачный воздух, светлые стволы берез, темный силуэт, голубое небо , широкие плоскости света, величественным гимном, одухотворенной красоте, глубокой радости.)

Ученики читают предложения из текста с вставленными прилагательными. Сравнивая употребление тех или других прилагательных, учащиеся устанавливают, почему в данном контексте лучше употребить то или иное прилагательное. Так, например, было выяснено, почему прилагательные яркий, невиданный (блеск) более точны, выразительны и правильны в предложении Картина поразила ярким, невиданным блеском, чем прилагательные прекрасный, ослепляющий, великолепный. Так разбирается значение каждого из перечисленных прилагательных, устно составляют с ними предложения, подбирают к этим прилагательным синонимы и антонимы.

Закончив работу над лексическими ошибками, можно переходить к разбору типичных орфографических ошибок. Индивидуально предложить карточки с заданием на это правило , указав параграф для повторения.

Зачитать лучший диктант, с наиболее удачно подобранными прилагательными. Подчеркнуть значение прилагательных в нашей речи. Познакомить с репродукциями картин “Березовая роща” других художников.

Источники:

http://pikabu.ru/story/arkhip_kuindzhi_istoriya_zhizni_v_pyati_kartinakh_4790364
http://www.proza.ru/2019/02/01/1111
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414843/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector