Перечислите источники географической информации какова их роль

§ 4. География сегодня

Подробное решение параграф §4 по географии для учащихся 5 класса, авторов Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. 2018

  • Гдз мой тренажёр по Географии за 5 класс можно найти тут

Вопрос 1. Как учёные собирают информацию о Земле?

Информацию о нашей планете ученые могут собирать различными способами. Смотря, что нужно исследовать. Дело в том, что есть вещи, за которыми можно наблюдать из космоса, например, погодные явления, изменения погоды, ландшафт. А некоторые вещи изучаются путем исследования образцов почвы, пород. Также ученые хотят получить информацию о том, что находится под земной корой благодаря сверхглубокой скважине. Еще получают информацию благодаря погружению на дно океана.

Вопрос 2. Перечислите источники географической информации. Какова их роль для географии?

Карта — древнейший источник географической информации. Опытные исследования — практическое изучения планеты человеком путем путешествий и экспедиций. Геоинформатика — использование высоких технологий (снимки со спутника, создание компьютерных моделей). Музеи и хранилища — способ сохранения и пополнения полученной геоинформатики и объектов. Основная их роль состоит в сохранении и приумножении географических знаний, а также информировании о них человека. Наука не может обходится без накопления источников, которые позволят людям использовать приобретенные знания.

Вопрос 3. Каково значение космических технологий для развития географической науки?

Значение таких исследований огромное. Есть возможность исследовать те слои атмосферы, которые для человека недосягаемы, берутся пробы и устанавливается из чего сегодня состоит атмосфера. Есть возможность для наблюдения процессов, происходящих в разных точках планеты, в том числе, людей можно вовремя предупредить о неблагоприятных факторах, которые зародились, например, в океане. Кроме этого, появилась возможность понять, что собой представляют поверхности других планет и как вообще космос и Солнце влияют на Землю. Такие исследования ведутся постоянно.

Вопрос 4. Прочитав параграф, составьте его конспект. Для выполнения задания используйте подсказку (с. 8) о том, что должен содержать конспект.

Как сегодня собирают информацию о Земле. Откуда получают и где хранят географическую информацию.

Вопрос 5. Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос: как наблюдения и исследования в космосе помогают решать земные проблемы?

Спутники делают снимки Земли, наблюдают за погодой, обеспечивают связь между странами. На основе космических снимков составляют географические карты, проводят различные исследования территорий.

Вопрос 6. Выпишите географические названия и термины, которые встречаются в тексте параграфа. Какие из них вам уже знакомы? Какие вы встретили впервые?

Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Навигационные системы.

Читать еще:  Как правильно вырастить огурцы в домашних условиях, дом огурец

Обобщение по теме

Вопрос 1. Сформулируйте ответ на вопрос: как в повседневной жизни человек сталкивается с географическими знаниями?

Знания географии помогают человеку во всех сферах деятельности. Любой профессионал своего дела выполнит необходимые задачи быстро и максимально эффективно. Например: геолог оценит местность по специальным признакам, сделает выводы о наличии и количестве полезных ископаемых в данной местности; путешественник быстро сориентируется на любой местности по природным признакам и не заблудится на незнакомой местности. Также знания пригодятся каждому в вопросах защиты экологии, воспитания сознательных поколений людей, бережного использования даров природы в повседневных целях.

Вопрос 2. Напишите реферат о заинтересовавшем вас путешественнике. Чем он вам интересен? Опишите, кто он, его маршруты, вклад в освоение Земли.

Биография М. П. Лазарева

Лазаре Михаил Петрович (1788 — 1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал появился в дворянской семье в 1788 году и всегда мечтал быть моряком. Учился Михаил в Морском кадетском корпусе и вместе с ними постигали знания его два брата, а в 15 лет его командировали на английский флот. Михаил был средним среди братьев. В 1803 году он стал третьим из лучших, при сдаче экзамена на звание гардемарина и за эту заслугу был удостоен заграничного плавания.

Мичман был первым офицерским чином Лазарева М.П. и был присвоен в 1805 году. Мореходец проходил службу на Балтийском флоте, участвовал в Русско-шведской войне. В молодом двадцатипятилетнем возрасте Михаил Лазарев уже стал командиром корабля «Суворов» и отправился в кругосветное путешествие, а когда он вернулся, то его назначили командиром на шлюп Мирный, и он направился в Южный океан, где было необходимо изучить остров Южная Георгия, после чего повернуть к Сандвичевой земле и потом спуститься к югу. Эта экспедиция длилась 751 день в тяжелейшей обстановке, но наградой стали открытые многочисленные острова и бухты. Руководство данной экспедицией осуществлял именно Лазарев. За участие в данной экспедиции мореплавателя произвели в чин капитана второго ранга. Любимым учеником был Нахимов П.С., которого он взял с собой в третье кругосветное плавание. В этом плавании Михаил командовал фрегатом «Крейсер».

За заслуги в Наваринском сражении Лазарева произвели в контр-адмиралы, а корабль «Азов» был удостоен награды кормового Георгиевского флага. Спустя пару лет Лазарев Михаил Петрович назначен командиром Черноморского флота и возведен в чин адмирал. Он не только осуществлял командование флотом, но и участвовал практически во всех дипломатических переговорах. Так, к примеру, немаловажную роль Михаил сыграл при подписании Ункер-Искелесийського договора.

Женой Михаила Лазарева была Екатерина Тимофеевна Фан-дер-Флит с которой они заключили брак в 1835 году и у них было пятеро детей, три девочки и два мальчика.

Находясь в городе Вена в 1851 году здоровье русского мореходца ухудшилось и в этом же году он умер от рака желудка. Похоронили Лазарева М.П. в городе Севастополь.

За величайшие отличия перед Родиной в честь известного мореплавателя поименованы не только улицы, но и площади, и острова. К примеру, Севастопольская библиотека носит имя знаменитого мореплавателя. В городе Новороссийске открыт памятник М. П. Лазареву. В городе Сочи на одной из железнодорожных станций установлен бюст Лазареву М.П.

Читать еще:  Гамак для шиншиллы своими руками выкройки размеры

Основные источники географической информации — виды и характеристика

Географическая информация – это данные о различных географических объектах и явлениях, в которых обычно указывается их положение на нашей планете. В качестве примера такой информации можно привести:

  • экономическую статистику разных стран (численность населения, ВВП, уровень неравенства доходов, запасы природных ресурсов);
  • перечень объектов с высокой культурной ценностью с указанием их местоположения (например, список всемирного наследия Юнеско);
  • прогноз погоды для разных городов страны на завтрашний день;
  • список крупнейших месторождений нефти и газа в стране или на всей Земле.

Огромное количество информации может считаться географической. Даже реклама торгового центра, в которой указан его адрес, является географической информацией. Но каковы основные ее источники?

Карты

Для человека удобнее всего картографическая форма представления информации. Найти карты можно в атласах, учебниках, других литературных источниках. Также сегодня множество топографических планов и карт можно найти в Интернете и других электронных источниках.

Научная литература

К научной литературе можно отнести учебники, энциклопедии, научные журналы, просветительскую литературу. Здесь можно найти описание разных территорий нашей планеты, особенностей их рельефа и обитающих там видов животных.

Научная литература – это основной источник информации о природе географических процессов и явлений. Именно в ней можно узнать про такие географические теории, как, например, дрейф материков.

Статистические справочники

Современные государства и международные организации постоянно собирают статистику о состоянии своих природных ресурсов и социально-экономической обстановке. Наиболее авторитетными источниками экономической статистической информации являются Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Отдельно стоит отметить данные, собираемые в ходе переписи населения. В ходе них определяется религиозный, этнический, расовый, возрастной, половой и языковой состав как всей страны, так и ее отдельных регионов, определяется доля безработных, собирается статистика о составе семей.

В сегодняшнем мире возрастает значение статистики, собираемой с использованием интернет-технологий. Можно оценивать посещаемость тех или иных сайтов в разных странах и регионах, анализировать активность пользователей социальных сетей. Иногда в географических исследованиях даже используют частоту поисковых запросов. Например, желание людей эмигрировать в другую страну можно оценить по запросам типа «стоит ли переезжать в США» или «что нужно для переезда в Беларусь».

Нормативно-правовые источники

К этой категории относятся законодательные акты государств, указы президентов и правительств. Во многих конституциях, в том числе и в российской, приводится перечень административных единиц (провинций), входящих в состав страны. Также законы определяют размер ряда экономических выплат (пенсий, пособий на ребенка) и устанавливают такие показатели, как минимальная оплата труда или прожиточный минимум. В свою очередь с использованием этих цифр рассчитывается уровень бедности и иные параметры страны. Нормативно-правовые источники позволяют определить уровень налогообложения в государстве.

Результаты социологических опросов

Иногда государство из идеологических соображений не собирает некоторую информацию либо ее искажает. Также есть информация, которая просто не относится к компетенции правительства. В этом случае на помощь географам приходят социологические опросы. Ученые на месте опрашивают население по интересующим вопросам, например, по политическим предпочтениям на ближайших парламентских выборах.

Читать еще:  Какой сорт жимолости самый сладкий и урожайный?

Наблюдения

Нередко необходимая информация не может быть получена никак иначе, кроме как с помощью наблюдения. В этом случае географ выезжает в интересующую его локацию и на месте проводит необходимые изыскания. В качестве примера можно привести экспедиции в джунгли Амазонки, в ходе которых ученые изучают эту уникальную экосистему.

Географоинформационные системы

Для их обозначения используется сокращение ГИС. Обычно такие системы представляют собой цифровую карту местности, с которой связаны пространственные базы данных, графические и прочие инструменты. Простейший пример – навигатор для поиска оптимального маршрута.

Фотоснимки из космоса и аэрофотоснимки

Современные технологии открывают перед нами и новые источники географической информации. Сегодня любой пользователь Интернета может посмотреть, как его дом выглядит на снимках из космоса! Информация, получаемая со спутников или других летательных аппаратов, без сомнения может считаться географической.

Перечислите источники географической информации. Какова их роль для географии?

Раньше, во времена моей школьной юности, я думал, что географическими источниками являются только учебник, карта и учитель географии. Но, с развитием технологий и стремлением оставить Землю без «белых пятен», человек создал множество быстрых и легких способов изучать планету. Многие источники информации имеют свойство устаревать, и людям необходимо заботиться об их обновлении.

Основные географические источники

География, как наука единая для всего человечества, предполагает и стандартный набор источников:

  • Карта — древнейший источник геоинформации.
  • Опытные исследования — практическое изучения планеты человеком путем путешествий и экспедиций.
  • Геоинформатика — использование высоких технологий (снимки со спутника, создание компьютерных моделей).
  • Музеи и хранилища — способ сохранения и пополнения полученной геоинформации и объектов.

Тенденция развития компьютерных технологий предполагает постепенный отход от карт на материальных (бумажных) носителях из-за их свойства постоянного устаревания. Например, карту бассейна реки Амазонки можно смело выбрасывать по истечении 50 лет — настолько быстро она меняет рельеф территорий, по которым протекает.

Роль географических источников

Основная их роль состоит в сохранении и приумножении географических знаний, а также информировании о них человека. Наука не может обходится без накопления источников, которые позволят людям использовать приобретенные знания как в экономическом плане (строительство, добыча полезных ископаемых), так и для личных нужд (организация путешествий). Как ни странно, мы используем источники геоинформации практически ежедневно. Самым простым примером можно назвать навигатор GPS.

Именно он помогает нам найти в крупном городе улицу и построить путь следования к ней. Другим часто используемым источником будут космические спутники погоды. Если раньше, чтобы узнать погоду, мы смотрели на термометр за окном, то теперь получаем эту информацию из сети Интернет, куда она попадает с погодных спутников, естественно, после её обработки в Гидрометцентре.

Источники:

http://resheba.me/gdz/geografija/5-klass/alekseev/4
http://natworld.info/raznoe-o-prirode/osnovnye-istochniki-geograficheskoj-informacii-vidy-i-harakteristika
http://travelask.ru/questions/104785-perechislite-istochniki-geograficheskoy-informatsii-kakova-i

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×