Мнемотаблица для заучивания стихотворения ласточки пропали – лист сухой валится
Содержание
- 1 Мнемотаблица для заучивания стихотворения ласточки пропали – лист сухой валится
- 1.1 Мнемотаблица для заучивания стихотворения ласточки пропали – лист сухой валится
- 1.2 Афанасий Фет — Ласточки пропали: Стих
- 1.3 Анализ стихотворения «Ласточки пропали» Фета
- 1.4 Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
- 1.5 Скачать:
- 1.6 Предварительный просмотр:
- 1.7 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблица для заучивания стихотворения ласточки пропали – лист сухой валится
Автор: Ситдикова Милеуша Асхадулловна
Организация: МБДОУ «Арский детский сад №11 общеразвивающего вида»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Арск
Цель: помочь детям запомнить и выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали» с помощью мнемотаблицы.
Задачи:
1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени, обогащать словарь («заря», «валится»), показать красоту поэтических образов.
2. Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы.
3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии и осенней природе.
Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина), наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукций об осени, слушание произведений классической музыки об осени
Материалы: репродукция картин И.И.Левитана «Золотая осень», И.И.Шишкина «Осень», А.К. Саврасов «Осень», классическая музыка Ф. Шопена «Осенний вальс», мяч; дубовые, кленовые, берёзовые листья; большой кленовый лист.
Слайд №1.
Ход ООД:
Организационно-мотивационный этап.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
— По вашим глазам, я вижу, вы зарядились положительными эмоциями.
— Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее, радостное, улыбчивое)
— Замечательно! Я рада видеть вас таких красивых, и с хорошим настроением!
Основной этап. Получение новых знаний.
Постановка проблемы
Слайд №2.
Разминка для ума. Ребята, я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и отгадайте:
Пришла без красок и без кисти.
Да перекрасила все листья. (Осень)
— А почему мы вспомнили про это время года? Где можно увидеть красоту осени? (На улице, на природе…). Ваш ответ правильный. Но ребята не только на улице и на природе, и ещё кое-где? А где же именно можно встретить осени? Поэтому прошу вас быть внимательными и стараться находить ответ на заданный вопрос.
2. Игра «Назови осенние приметы».
У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный,
Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.
— Ребята, давайте поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ получаете осенний лист.
1. Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают, вянут, сохнут, шуршат, шелестят.
2. Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (листопад – 2 слова листья опадают).
3. Каким цветом становятся листья а деревьях? (Оранжевые, желтые, красные.)
4. Дождь осенью что делает? — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
5. Урожай осенью… — Урожай осенью убирают.
6. Птицы осенью …. — Птицы осенью улетают.
7. Деревья осенью… — Деревья осенью роняют листья.
8. Звери осенью… — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
9. — За осенью идёт… (Зима)
10. А после зимы. (Весна)
11. После весны идёт. (Лето)
12. А за летом наступает…(Осень)
13. Какое сейчас время года? (Осень)
14. Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
15. Назови 2-ой осенний месяц (Октябрь)
16. Назови 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
17. Назови первый осенний месяц (Сентябрь)
18. Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
19. Что ты можешь сказать про солнце осенью? (Греет плохо, часто прячется за облака.)
20. А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)
21. Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, немного солнечная)
22. А что делают дикие животные осенью? (Животные готовятся к зиме.)
23. А какие деревья остаются зелеными? (елки, сосны).
— Правильно, ребята! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали.
— Да, осень прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили музыку, написали картины про осень.
3. Практическое решение проблемы.
А) Дидактическая игра «Составь картину осени». Встреча с осенью на картинках.
— Я предлагаю вам немного поиграть. У вас на руках листочки разных деревьев (дуб – дубовый, клён – кленовый, берёза – берёзовый). Ребята объединитесь в подгруппы. У нас получилась 3 подгруппы. Давайте посмотрим, как вы умеете дружно работать и играть.
( Дети подходят к столам, и воспитатель предлагает собрать картинки из разрезных картинок.)
Слайд 2. И.И.Шишкин «Осень»
— На картине ранняя осень, сентябрь месяц.
Слайд 3. И.И.Левитан «Золотая осень»
— На картине золотая осень, начало октября.
Слайд 4. А.К. Саврасов «Осень».
— На картине поздняя осень, ноябрь месяц.
— Где мы увидели красоту осени? (На картинах художников).
— Каждый творческий человек по-своему передаёт красоту окружающей природы. А художник – красками.
Б) Работа над стихотворением А. Фета «Ласточки пропали». Встреча с осенью в стихотворениях.
Слайд №5.А.А.Фет
А сейчас познакомимся со стихотворением об осени. Написал его русский поэт Афанасий Фет.
Фет — переводчик и поэт. Жил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву. Во время обучения в Московском университете Фет публикует первые стихи. Его сборники стали выпускать уже на двадцатом году. Афанасий Афанасьевич один из лучших пейзажистов, потому что описание природы в его произведениях действительно поражают своей красотой.
Слайд №6.
Воспитатель читает детям стихотворение.
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Беседа по содержанию стихотворения: — Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какие приметы осени отмечены в стихотворении? Как об этом писал А. Фет? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения). Воспитатель озвучивает название стихотворения — «Ласточки пропали».
В) Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Оторвался с ветки лист,
И на землю опустился.
Воспитатель повторно читает стихотворение.
— Где мы встретились с красотой осени? (В стихотворениях).
— Каждый творческий человек по-своему передаёт красоту окружающей природы: художник – красками, а поэт – словами.
— Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («зарёй», «валится»).
Проводится словарная работа с терминами «заря», «валится» ( «заря» — «восход» или «закат»; «валится» — «опадает»).
Предлагаю детям словесную игру.
Г) Словесная игра «Доскажи словечко» (воспитатель читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.).
Слайды №6-8. Мнемотаблица
Воспитатель: — А теперь давайте попробуем рассказать стихотворение с помощью мнемотаблицы.
Д) Встреча с осенью в музыке. Фредерик Шопен «Осенний вальс».
— Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту музыку сочинил композитор Фредерик Шопен и называл ее «Осенний вальс».
— Где ещё можно встретиться с красотой осени? (В музыке).
— Каждый творческий человек по- своему передаёт красоту окружающей природы: композитор –музыкой.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Итог поисковой работы
— Где можно увидеть красоту осени? — Смогли найти ответ на вопрос «Где можно увидеть красоту осени?» — Как называется стихотворение, которое вы выучили? — Кто автор этого стихотворения? — Как мы учились запоминать стихотворение? ( С помощью мнемотаблицы).
Слайд 9
2. Игра «Осенние слова»
А наше занятие закончим красивой игрой, которая называется «Осенние слова». Каждый из вас, передавая друг другу этот осенний лист, по очереди скажет по одному красивому слову об осени.
— Осень она какая?
— Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая, ветреная, грибная, разноцветная, хмурая, замечательная, листопадная, волшебная, скучная, урожайная, сияющая, грустная, величавая, звонкая.
— Всем спасибо. Вы были большие молодцы.
Литература:
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи речи в детском саду. Подготовительная группа» М., Мозаика-Синтез, 2017.
Афанасий Фет — Ласточки пропали: Стих
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Анализ стихотворения «Ласточки пропали» Фета
А. Фет на протяжении всей жизни оставался преданным поклонником природы. Он умел найти элементы прекрасного в самых незначительных деталях. Лишь осень поэт считал временем года, которое связано только с печальными и тоскливыми чувствами. Он не испытывает восторга по поводу увядающей красоты. Лишь в редких исключениях ему удается подметить особое осеннее очарование. В 1854 г. Фет написал стихотворение «Осень», в котором четко выразил свои впечатления по поводу безрадостной осенней картины.
Следует сразу отметить, что большую роль в стихотворении играет образ улетающих на юг птиц. Начинается оно с характерной фразы: «ласточки пропали». Обычно ласточка символизирует весну. Автор тем самым подчеркивает полную противоположность двух времен года. Беспокойный полет грачей также наводит на мысль о готовящемся перелете.
Фет описывает необратимые перемены в природе, оказывающие влияние на человека («все спится»). Внезапная сонливость напрямую связана с предстоящей зимней спячкой. Человек чувствует в себе природные инстинкты и бессознательно подражает животным и растениям.
Сквозь тоскливое чувство прорывается эмоциональный возглас лирического героя: «лучше б снег да вьюгу». Для него зимние морозы представляются лучшим выходом, чем утомительное и однообразное постепенное погружение в сон, напоминающее медленное приближение смерти. Зима не дает человеку успокоиться, побуждает к деятельности. Осень же окрашена тусклыми неприветливыми красками, она действует самым подавляющим образом.
В образе потянувшихся к югу журавлей автор видит окончательный приговор природе, которая уже обречена. Этот финальный аккорд доводит лирического героя до крайней степени отчаяния: «тяжело – хоть плачь». Автор на протяжении всего произведения не мог зацепиться за что-нибудь взглядом. Наконец, в его поле зрения возникает перекати-поле. Оно символизирует неприкаянность и обреченность человеческой души, оставшейся один на один с мертвой природой.
Характерной особенностью стихотворения является пятистишие, редко использующееся русскими поэтами. Такая необычная форма как бы намекает на бесконечность и тягучесть осенних дней.
Фет практически не использует в произведении эпитеты. Сравнения не играют большой роли, они не выразительны и сделаны по необходимости («как сеть», «как мяч»). Единственное образное олицетворение – «ветер злится да стучит».
В целом стихотворение «Ласточки пропали» создает очень печальное настроение. Оно полностью поглощает лирического героя и доводит до мучительного состояния безысходности.
Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Помочь детям запомнить стихотворение А.Фета «Ласточки пропали» Прививать интерес и любовь к творчеству позта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»
Цель.Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».
Развивать активный словарь детей, обогащая его новыми понятиями
Тренировать речевое дыхание
Совершенствовать познавательные процессы и коммуникативные навыки
«Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?
На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия Фета:
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…
Красивое стихотворение? Звучное, изящное».
Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.
Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали да, как сеть, мелькали когда?»(Вечером, на вечерней зорьке.)
Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью. Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки артикулярного аппарата.)
Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным, очень их порадует.
«Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род – родные… (родители, родился, родословная, роддом)».
Игра «Наоборот» : (яркий, новый, чистый, гладкий, дешевый, теплый, смелый, бодрый, молодой, длинный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.
Мнемотехника, мнемотаблица,развитие речи.
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»» (В.В. Гербова, с27) Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали.
Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения А.Фета Ласточки пропали» Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали».Задачи.
КонспектНОД по развитию речидетей подготовительной к школе группы на тему«Первый снег. Заучивание стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» Образовательная область.
КонспектНОД по развитию речидетей подготовительной к школе группына тему«Заучивание стихотворения «Ласточки пропали» А.Фета» Образовательная область: речевое развитие Интегр.
Источники:
http://www.1urok.ru/categories/19/articles/18714
http://rustih.ru/afanasij-fet-lastochki-propali/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/10/21/zauchivanie-stihotvoreniya-a-feta-lastochki-propali