Мнемотаблица для заучивания стихотворения ласточки пропали – лист сухой валится

Мнемотаблица для заучивания стихотворения ласточки пропали – лист сухой валится

Автор: Ситдикова Милеуша Асхадулловна

Организация: МБДОУ «Арский детский сад №11 общеразвивающего вида»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Арск

Цель: помочь детям запомнить и выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали» с помощью мнемотаблицы.

Задачи:

1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени, обогащать словарь («заря», «валится»), показать красоту поэтических образов.

2. Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы.

3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии и осенней природе.

Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина), наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукций об осени, слушание произведений классической музыки об осени

Материалы: репродукция картин И.И.Левитана «Золотая осень», И.И.Шишкина «Осень», А.К. Саврасов «Осень», классическая музыка Ф. Шопена «Осенний вальс», мяч; дубовые, кленовые, берёзовые листья; большой кленовый лист.

Слайд №1.

Ход ООД:

Организационно-мотивационный этап.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

— По вашим глазам, я вижу, вы зарядились положительными эмоциями.

— Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее, радостное, улыбчивое)

— Замечательно! Я рада видеть вас таких красивых, и с хорошим настроением!

Основной этап. Получение новых знаний.

Постановка проблемы

Слайд №2.

Разминка для ума. Ребята, я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и отгадайте:

Пришла без красок и без кисти.

Да перекрасила все листья. (Осень)

— А почему мы вспомнили про это время года? Где можно увидеть красоту осени? (На улице, на природе…). Ваш ответ правильный. Но ребята не только на улице и на природе, и ещё кое-где? А где же именно можно встретить осени? Поэтому прошу вас быть внимательными и стараться находить ответ на заданный вопрос.

2. Игра «Назови осенние приметы».

У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный,

Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.

— Ребята, давайте поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ получаете осенний лист.

1. Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают, вянут, сохнут, шуршат, шелестят.

2. Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (листопад – 2 слова листья опадают).

3. Каким цветом становятся листья а деревьях? (Оранжевые, желтые, красные.)

4. Дождь осенью что делает? — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

5. Урожай осенью… — Урожай осенью убирают.

6. Птицы осенью …. — Птицы осенью улетают.

7. Деревья осенью… — Деревья осенью роняют листья.

8. Звери осенью… — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

9. — За осенью идёт… (Зима)

10. А после зимы. (Весна)

11. После весны идёт. (Лето)

Читать еще:  Животные Красноярского края занесенные в красную книгу

12. А за летом наступает…(Осень)

13. Какое сейчас время года? (Осень)

14. Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

15. Назови 2-ой осенний месяц (Октябрь)

16. Назови 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

17. Назови первый осенний месяц (Сентябрь)

18. Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

19. Что ты можешь сказать про солнце осенью? (Греет плохо, часто прячется за облака.)

20. А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)

21. Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, немного солнечная)

22. А что делают дикие животные осенью? (Животные готовятся к зиме.)

23. А какие деревья остаются зелеными? (елки, сосны).

— Правильно, ребята! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали.

— Да, осень прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили музыку, написали картины про осень.

3. Практическое решение проблемы.

А) Дидактическая игра «Составь картину осени». Встреча с осенью на картинках.

— Я предлагаю вам немного поиграть. У вас на руках листочки разных деревьев (дуб – дубовый, клён – кленовый, берёза – берёзовый). Ребята объединитесь в подгруппы. У нас получилась 3 подгруппы. Давайте посмотрим, как вы умеете дружно работать и играть.

( Дети подходят к столам, и воспитатель предлагает собрать картинки из разрезных картинок.)

Слайд 2. И.И.Шишкин «Осень»

— На картине ранняя осень, сентябрь месяц.

Слайд 3. И.И.Левитан «Золотая осень»

— На картине золотая осень, начало октября.

Слайд 4. А.К. Саврасов «Осень».

— На картине поздняя осень, ноябрь месяц.

— Где мы увидели красоту осени? (На картинах художников).

— Каждый творческий человек по-своему передаёт красоту окружающей природы. А художник – красками.

Б) Работа над стихотворением А. Фета «Ласточки пропали». Встреча с осенью в стихотворениях.

Слайд №5.А.А.Фет

А сейчас познакомимся со стихотворением об осени. Написал его русский поэт Афанасий Фет.

Фет — переводчик и поэт. Жил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву. Во время обучения в Московском университете Фет публикует первые стихи. Его сборники стали выпускать уже на двадцатом году. Афанасий Афанасьевич один из лучших пейзажистов, потому что описание природы в его произведениях действительно поражают своей красотой.

Слайд №6.

Воспитатель читает детям стихотворение.

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Беседа по содержанию стихотворения: — Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какие приметы осени отмечены в стихотворении? Как об этом писал А. Фет? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения). Воспитатель озвучивает название стихотворения — «Ласточки пропали».

В) Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Оторвался с ветки лист,

И на землю опустился.

Воспитатель повторно читает стихотворение.

— Где мы встретились с красотой осени? (В стихотворениях).

— Каждый творческий человек по-своему передаёт красоту окружающей природы: художник – красками, а поэт – словами.

— Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («зарёй», «валится»).

Проводится словарная работа с терминами «заря», «валится» ( «заря» — «восход» или «закат»; «валится» — «опадает»).

Предлагаю детям словесную игру.

Г) Словесная игра «Доскажи словечко» (воспитатель читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.).

Слайды №6-8. Мнемотаблица

Воспитатель: — А теперь давайте попробуем рассказать стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Читать еще:  Куда деть щенка если не нужен?

Д) Встреча с осенью в музыке. Фредерик Шопен «Осенний вальс».

— Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту музыку сочинил композитор Фредерик Шопен и называл ее «Осенний вальс».

— Где ещё можно встретиться с красотой осени? (В музыке).

— Каждый творческий человек по- своему передаёт красоту окружающей природы: композитор –музыкой.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Итог поисковой работы

— Где можно увидеть красоту осени? — Смогли найти ответ на вопрос «Где можно увидеть красоту осени?» — Как называется стихотворение, которое вы выучили? — Кто автор этого стихотворения? — Как мы учились запоминать стихотворение? ( С помощью мнемотаблицы).

Слайд 9

2. Игра «Осенние слова»

А наше занятие закончим красивой игрой, которая называется «Осенние слова». Каждый из вас, передавая друг другу этот осенний лист, по очереди скажет по одному красивому слову об осени.

— Осень она какая?

Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая, ветреная, грибная, разноцветная, хмурая, замечательная, листопадная, волшебная, скучная, урожайная, сияющая, грустная, величавая, звонкая.

— Всем спасибо. Вы были большие молодцы.

Литература:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи речи в детском саду. Подготовительная группа» М., Мозаика-Синтез, 2017.

Афанасий Фет — Ласточки пропали: Стих

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

Анализ стихотворения «Ласточки пропали» Фета

А. Фет на протяжении всей жизни оставался преданным поклонником природы. Он умел найти элементы прекрасного в самых незначительных деталях. Лишь осень поэт считал временем года, которое связано только с печальными и тоскливыми чувствами. Он не испытывает восторга по поводу увядающей красоты. Лишь в редких исключениях ему удается подметить особое осеннее очарование. В 1854 г. Фет написал стихотворение «Осень», в котором четко выразил свои впечатления по поводу безрадостной осенней картины.

Следует сразу отметить, что большую роль в стихотворении играет образ улетающих на юг птиц. Начинается оно с характерной фразы: «ласточки пропали». Обычно ласточка символизирует весну. Автор тем самым подчеркивает полную противоположность двух времен года. Беспокойный полет грачей также наводит на мысль о готовящемся перелете.

Фет описывает необратимые перемены в природе, оказывающие влияние на человека («все спится»). Внезапная сонливость напрямую связана с предстоящей зимней спячкой. Человек чувствует в себе природные инстинкты и бессознательно подражает животным и растениям.

Сквозь тоскливое чувство прорывается эмоциональный возглас лирического героя: «лучше б снег да вьюгу». Для него зимние морозы представляются лучшим выходом, чем утомительное и однообразное постепенное погружение в сон, напоминающее медленное приближение смерти. Зима не дает человеку успокоиться, побуждает к деятельности. Осень же окрашена тусклыми неприветливыми красками, она действует самым подавляющим образом.

В образе потянувшихся к югу журавлей автор видит окончательный приговор природе, которая уже обречена. Этот финальный аккорд доводит лирического героя до крайней степени отчаяния: «тяжело – хоть плачь». Автор на протяжении всего произведения не мог зацепиться за что-нибудь взглядом. Наконец, в его поле зрения возникает перекати-поле. Оно символизирует неприкаянность и обреченность человеческой души, оставшейся один на один с мертвой природой.

Читать еще:  Выращивания Лука на перо в домашних условиях

Характерной особенностью стихотворения является пятистишие, редко использующееся русскими поэтами. Такая необычная форма как бы намекает на бесконечность и тягучесть осенних дней.

Фет практически не использует в произведении эпитеты. Сравнения не играют большой роли, они не выразительны и сделаны по необходимости («как сеть», «как мяч»). Единственное образное олицетворение – «ветер злится да стучит».

В целом стихотворение «Ласточки пропали» создает очень печальное настроение. Оно полностью поглощает лирического героя и доводит до мучительного состояния безысходности.

Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Помочь детям запомнить стихотворение А.Фета «Ласточки пропали» Прививать интерес и любовь к творчеству позта

Скачать:

Предварительный просмотр:

Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Цель.Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».

Развивать активный словарь детей, обогащая его новыми понятиями

Тренировать речевое дыхание

Совершенствовать познавательные процессы и коммуникативные навыки

«Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?

На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия Фета:

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…

Красивое стихотворение? Звучное, изящное».

Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.

Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали да, как сеть, мелькали когда?»(Вечером, на вечерней зорьке.)

Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью. Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки артикулярного аппарата.)

Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным, очень их порадует.

«Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род – родные… (родители, родился, родословная, роддом)».

Игра «Наоборот» : (яркий, новый, чистый, гладкий, дешевый, теплый, смелый, бодрый, молодой, длинный).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Мнемотехника, мнемотаблица,развитие речи.

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»» (В.В. Гербова, с27) Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали.

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения А.Фета Ласточки пропали» Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали».Задачи.

КонспектНОД по развитию речидетей подготовительной к школе группы на тему«Первый снег. Заучивание стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» Образовательная область.

КонспектНОД по развитию речидетей подготовительной к школе группына тему«Заучивание стихотворения «Ласточки пропали» А.Фета» Образовательная область: речевое развитие Интегр.

Источники:

http://www.1urok.ru/categories/19/articles/18714
http://rustih.ru/afanasij-fet-lastochki-propali/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/10/21/zauchivanie-stihotvoreniya-a-feta-lastochki-propali

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×