Расскажи об условиях жизни на лугу, разнообразие трав в лугах

Экосистема или природное сообщество луга: описание, растения, животные, роль для человека и охрана

  1. Что такое природное сообщество луга?
  2. Какие организмы составляют экосистему луга?
  3. Растительный мир луга
  4. Животный мир луга
  5. Экологические связи лугового сообщества
  6. Роль экосистемы луга для человека
  7. Влияние человека на экосистему луга
  8. Охрана лугов

Луга представляют собой обширные территории, покрытые травянистыми многолетниками, преимущественно злаками и осоковыми. Такая растительность способствует увеличению плодородия почвенного слоя, предотвращает его эрозию. Луга обычно встречаются в долинах рек, горной местности, а также в отступивших лесах, лесостепи и степи.

Что такое природное сообщество луга?

Любое природное сообщество является совокупностью растений, животных, грибов, микроорганизмов, которые взаимодействуют между собой и окружающей их средой. Доминирующее значение в экосистеме луга играет флора, состоящая из травостоя и дернины. Ее разнообразию способствует качество почвы и водный режим.

Луга в зависимости от расположения делятся на заливные, суходольные, горные и субальпийские. Растительность лугов существенно различается в зависимости от степени увлажнения почвы и климата. Некоторые представители фауны являются реликтами того биоценоза, который предшествовал лугам.

Какие организмы составляют экосистему луга?

Главные растения лугового сообщества — это разнообразные многолетние травы. На одном квадратном метре можно насчитать до ста видов. Они образуют несколько ярусов. Пышное развитие получают однолетники, которые были занесены из лесного или болотного природных сообществ. По хозяйственному значению принято разделять растения на злаки, бобовые, разнотравье и осоки.

Животный мир луга тесно взаимосвязан с растительностью. Насекомые кормятся нектаром, а сами служат пищей для мелких птиц и млекопитающих. Те, в свою очередь, являются источником питания хищных птиц. Активное участие в жизни природного сообщества луга принимают грызуны, насекомоядные и небольшие хищники.

Растительный мир луга

Пойменные луга затапливаются водой из рек во время паводков или половодья. Из-за этого видовой состав растений скудный. Вода несет с собой большое количество взвешенных частиц, которые после оседания превращаются в наилок. На высоких участках встречается полынь, тысячелистник, тмин и кровохлебка. В заболоченных частях луга растут злаки. Здесь можно встретить калужницу, канареечник, мятлик, овсяницу луговую и др. Заливные луга дают высокий урожай сена.

Почвы суходольных лугов образовались когда-то под лесом. Они гораздо скуднее, чем на заливных лугах. Несмотря на это, здесь одновременно может расти несколько десятков видов трав. Мятлик луговой благодаря корневой системе образует прочный дерн, устойчивый к вытаптыванию. Это растение встречается повсеместно. Райграс представляет особую ценность в качестве кормового злака. На суходольных лугах растет много лекарственных растений: крапива, одуванчик, подорожник, зверобой продырявленный, лен слабительный. Из бобовых можно выделить мышиный горох и клевер. В первой половине лета распускаются ирисы, маргаритки, лютики и наперстянки.

Горные и субальпийские луга характеризуются высоким и красочным травяным покровом. Интенсивная солнечная радиация, перепад температур и сильные ветра являются настоящим испытанием для растительности. За короткий период травы успевают отцвести и дать жизнеспособные семена. Наибольшее распространение получила овсяница, другие злаки не играют большой роли. Скоплениями растет горец мясо-красный и буквица крупноцветковая. Цветки пиретрума, незабудки, змееголовника, василька и лилий образуют пестрый ковер.

Животный мир луга

Основными животными луга принято считать мышевидных грызунов и насекомоядных, которых привлекает обилие пищи. Это землеройки, кроты, полевки. На прогретых и незатопленных участках встречаются ужи, ящерицы и немногочисленные лягушки. Разнообразен видовой состав пернатых. В лугах обитают жаворонок, трясогузка, перепел, чибис, бекас. Из хищников господствует лисица, ласка и хорек.

Животный мир луга тесно связан с растительностью. Здесь нет такого видового разнообразия фауны, как в лесах. Крупные млекопитающие не могут найти убежища в разнотравье. Цветущие медоносы привлекают к себе насекомых-опылителей, пчел, ос, бабочек и шмелей.

Экологические связи лугового сообщества

Все организмы природного сообщества существуют в тесном симбиозе. Растения являются важным компонентом в жизни животных. Они питаются нектаром, фитомассой, распространяют семена. Роющая деятельность грызунов улучшает состояние почвы, создает условия для прорастания семян. Многие насекомые и млекопитающие являются санитарами, питающимися органическими веществами.

Травоядные животные избавляют луга от многочисленных сорняков и вредных растений. Хищники создают равновесие между различными популяциями.

Роль экосистемы луга для человека

Большинство растений являются витаминной кормовой базой домашнего скота. С давних времен человек использует луга в качестве пастбищ, заготавливает сено на зиму. В период цветения медоносов сюда слетаются пчелы с ближайших пасек. Луговой мед отличается тонким ароматом и нежным вкусом. На протяжении всего лета человек заготавливает лекарственные травы. В дело идут молодые листья, цветки, корни и стебли.

Влияние человека на экосистему луга

Чтобы улучшить качество и урожайность трав, человек изменяет состав травостоя, меняет условия произрастания. Наибольшее влияние на экосистему оказывает выпас и скашивание. Неправильная сенокосная деятельность нарушает ритм сезонной вегетации, ограничивает распространение семян. В результате скашивания голая почва быстро иссушается, теряет тепловой режим. Если подобные мероприятия проводятся на протяжении длительного периода, то наблюдается изменение видового состава луговых трав.

Более серьезное влияние оказывает выпас скота. Передвигаясь по лугу, животные вытаптывают копытами растения. В итоге на пастбищах остаются растения, устойчивые к вытаптыванию. Воздействие копыт деформирует верхний слой почвы. В результате отложения экскрементов растительность может быть полностью уничтожена. Однако если стойбища регулярно меняются, то разрушения растительности не происходит. Поскольку почва в сезон выпаса получает активную органику, то и восстанавливается травяной покров достаточно быстро.

Охрана лугов

Проблема сохранения лугов носит глобальный характер. Все виды растений чувствительны к влиянию экологических факторов. Частый выпас скота приводит к сокращению травостоя. На восстановления покрова уходит не менее трех лет. Если было оголено более половины территории, человеку необходимо засеивать ее вручную.

Если скашивание проводится редко, то страдает вся территория. На ее поверхности формируется плотный слой из старых листьев, задерживается срок таяния снега, заводятся грызуны и болезнетворные бактерии. Для здорового развития луга необходим сенокосооборот. Он позволяет поддерживать видовое разнообразие.

Читать еще:  Кожные заболевания у коров: болезни КРС

Внесение удобрений сильно влияет на состав трав. В результате азотистых подкормок разрастаются злаковые растения, а разнотравье и бобовые значительно сокращаются. Грамотный подбор удобрений сохранит видовой состав, защитит луга от колебаний урожайности по годам.

Человеку следует избегать применения химических средств для защиты растений. Для здоровья экосистемы луга необходимо сочетать сроки скашивания, интенсивность пастбищных нагрузок, грамотное внесение удобрений и подсев трав.

Конспект урока по окружающему миру на тему «Жизнь луга»

Тема урока: «Жизнь луга»

Тип урока: Изучения нового материала

Цель: дать представление о луге, о его разнообразном растительном и животном мире

Задачи урока:

образовательные:

-формировать представление о природном сообществе –луг, разнообразии растений и животных луга, о взаимосвязях между ними;

-расширить и систематизировать знания о луге, как экосистеме;

-формировать умение наблюдать за жизнью луга, устанавливать причинно – следственные связи;

развивающие:

-развивать внимание, экологическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости, искать и выделять информацию, целеполагание, планирование;

-обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;

-развивать умение находить информацию в тексте.

воспитательные:

-воспитание экологической, информационной культуры

-воспитывать чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.

Оборудование:

-О.Т. Поглазова « Окружающий мир» 4 класс 1часть;

— рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику;

— поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс.

Технические средства обучения: ноутбук, презентация, аудиозапись, гербарии, атлас, физическая карта России.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

обучающийся получит возможность научиться: устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и животных, характерных для луга, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, оформлять свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.

обучающийся получит возможность научиться: формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение

Содержание этапов урока.

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Формирует положительное отношение, учебно-познавательный интерес к приобретению знаний о природном сообществе – «луг»

— У меня хорошее настроение, а у вас?

— Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Включаю запись пения птиц.

— На уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

Настраиваются на активную работу на уроке.

формирование способности к организации своей деятельности

2.Актуализация знаний и мотивации.

Организует актуализацию знаний.

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой

И жёлт, и синь, и ал.

– Что вы представили, когда я сказала «луг»? Приём «Кластер»

Актуализируют знания о луге, вспоминают, чем отличается луг от степи.

формирование умения строить логические рассуждения, делать умозаключения; оформлять свои знания в виде кластера.

3.Постановка учебной задачи

Организует деятельность по определению темы, цели, плана урока изучения нового.

– Задача нашего урока: Выяснить, будет ли луг природным сообществом.

– С чего начинаем работу по теме природные сообщество? (Надо составить план или алгоритм)
– Вспомните алгоритм работы по теме «Природное сообщество»

Растительный мир луга

Животный мир луга

Цепи питания и природное равновесие

В мире интересного.

– Из чего состоит экосистема?

Ставят познавательные и учебные задачи – узнать, что такое луг, какие группы растений и животных обитают на лугах, каковы их взаимосвязи, какая деятельность людей может нарушить природное равновесие, проверить усвоение предметных и метапредметных знаний и умений.

Осознают познавательную (практическую, исследовательскую); выбирать источники информации.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4. «Открытие» детьми нового знания.

Организует «Открытие» знаний. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Работа с текстом учебника:

– Чтение с пометками текста в учебнике

поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

1 группа «Ботаники» с.170 Какова особенность растений луга?
2 группа «Зоологи» с.171 Какова особенность животных луга?
3 группа «Что дают луга человеку» с. 172
4 группа «Экологи» с. 173

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
– Каждая группа свой ответ представляет в виде кластера или таблицы.

1 группа «Ботаники»

– Используя гербарий, рассказывают о растениях луга.
– Можем теперь сделать вывод, что луг – это экосистема? Вспомним полное определение экосистемы (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ ).

Научный совет дополняет группу ботаников:

-А знаете ли вы, что (показ рисунков ромашки аптечной и нивяника) эти два растения, ромашка и нивяник, относятся к одному семейству и имеют много общего. Отличить растения можно по листьям – у нивяника они жёсткие, а у ромашки – нежные. У нивяника на стебле один цветок, а у ромашки – много. Нивяник внесён в Красную Книгу. Есть и лекарственные травы: одуванчик, ромашка, тысячелистник. Ядовитые растения: паслён, лютик, хвощ, молочай люди уничтожают, так как молоко коров от них становится горьким.

2 группа «Зоологи»

Итак, какой вывод можно сделать? Луг – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.

Научный совет дополняет группу зоологов:

Хвост у ящерицы такой же длины, как и тело. Дело в том, что когда хищник хватает за хвост, то он от боли сам обламывается, а ящерица убегает. Не беда – главное жива осталась. Через некоторое время вырастает новый хвост. Поедая насекомых, птицы сохраняют растения. Оказывается, что вес насекомых съеденных за день, например, трясогузкой превышает её собственный вес. Поэтому, каждая спасённая птица – это десятки спасённых растений. Божья коровка за день съедает 270 тлей.

Читать еще:  Как понять что у кошки рак: онкология симптомы и лечение у кошек Ростов

-Сделаем вывод: животный мир представлен многими группами животных (особенно много насекомых и птиц). Приспособились благодаря маскирующей окраске, маленьким размерам; обитают в норах или строят гнёзда на земле.

3 группа «Что дают луга человеку?»

Научный совет дополняет группу:

Луга имеют большое значение для людей. На лугах пасут домашних животных и заготавливают для них сено на зиму. Пчеловоды используют луговые травы для получения цветочного мёда. Луга украшают родной край. Они нуждаются в заботе и охране, иначе богатый ценными травами луг может превратиться в заросший сорняками пустырь. Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, ведь в конечном итоге он пострадает сам.

4 группа Выступление экологов

Работают в группах.

Читают учебные тексты (смотрят видеофильмы), рассматривают иллюстрации, объясняют, чем луг отличается от степи, обсуждают, какую информацию о природном сообществе луга они получили. Рассматривают иллюстрации, составляют образ луга, характеризуют его природное сообщество, условия жизни, растения и животных, обитающих в нём, их взаимосвязи. Преобразуют собранную словесную информацию в другие формы (табличную, схематическую, модельную, предметную и графическую).

Приводят примеры представителей разных групп живых существ, обитающих на лугу, редких и охраняемых растений и животных.

Моделируют связи между живыми существами, составляют пищевые цепи, характерные для луга.

Рассуждают о значении луга для природы и человека, о негативных последствиях деятельности людей, о мерах защиты лугов, сохранения видового разнообразия живых существ на Земле.

Выполняют задание учителя.

Извлекают и представляют информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, табличной, модельной, условно-знаковой.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование устанавление связи между неживой и живой природой, примеры растений и животных, характерных для болота, использование учебник, атласы для поиска информации, оценивание поведения людей в природе, моделирование экологические ситуации оценивание их последствия.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

Организует и проводит «физминутку»

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни

5.Закрепление полученных знаний. Включение в систему знаний и повторение.

Развивает умение предполагать, что может произойти с объектом изучения; развивать умение находить варианты решения проблемы)

– Что может произойти с лугом?
– Наши действия: изучить причину – найти пути решения

1.Прием «Корзина идей»

(каждая пара выдвигает свои предположения)

2. Исправь ошибки в рассказе.

Июньским воскресным днём мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пёстрый ковёр. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нём лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – всё равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошёл день!

— Какой вывод сделаем? (нельзя нарушать экологическое равновесие в природе)

3.Вставь пропущенные слова. (работа в группах)

На лугу растут только __________ растения. Луговые травы растут __________. Основная особенность лугов — ______________.

Животные на лугу только _________. Цвет -_______, лучше маскироваться.

Луг — это природное _________.

Все обитатели луга _______между собой. Человек издавна использует луга как_______. Чтобы луга давали много травы, человек должен ______относиться к ним.

Находят варианты решения экологических проблем.

Работают в парах.

формирование умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Проверяет уровень полученных на уроке знаний

(рабочая тетрадь, задание № 43, 44,45 на с. 60).

Работа с тестами.

-Проверим, расширили ли вы свои знания по нашей теме.

-Выберите правильный ответ.

1.Луг-это безлесный участок земли, покрытый травянистой растительностью.

2.Луг-это участок земли, который имеет ярусы: деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.

3. Луг-это участок земли, засеянный зерновыми культурами.

1.На лугу растут кувшинка, тростник, клевер.

2. На лугу растут ландыш, осока, ягель.

3. На лугу растут нивяник, клевер, лютик.

1.На лугу живут лебеди, рябчики, шмели.

2. На лугу живут трясогузки, ящерицы, пчёлы.

3. На лугу живут пчёлы, кабаны, лоси.

Взаимопроверка по эталону.

Выполняют задания в тестовой тетради.

Проверяют свои предметные знания и метапредметные умения.

Находят и исправляют ошибки, оценивают результаты учебного труда по изученному разделу.

Познавательные :находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

6. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

— Создаёт ситуацию для осмысления всей работы на уроке, оценивание учащихся .

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какое затруднение у вас возникло? В чём была причина затруднения?

— Какую цель перед собой поставили?

— Каким способом действовали?

— Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

— Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

— Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

— Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

— Что ещё вы хотели бы узнать по данной теме?

Подготовить устный рассказ о природном сообществе.

Придумать экологические знаки.

Творческое: подготовить сообщение о жителе или растении луга.

Критически оценивают получаемую информацию, соотносят её с ранее полученными знаниями, собственным опытом.

Подбирают (картинки из Интернета, картины художников) иллюстрации для презентации природного сообщества болота, составляют план представления этого природного сообщества одноклассникам.

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Доклад по окружающему миру на тему: «Луг — природное сообщество»

Характеристика лугов

Экосистема в большинстве своем представлена флорой, состоящей из травостоя и дернины. Растения могут быть разными в зависимости от уровня влажности почвы и климата. Вследствие этого луга бывают:

  1. Заливными. Огромному видовому разнообразию растительности на таких лугах способствуют качество почвы и водный режим. Такие территории расположены вблизи рек и озёр, благодаря чему они подпитываются водой через подземные каналы. Кроме того, с приходом весны, когда происходит разлитие рек, они затапливаются водой. Почва всегда остается увлажненной и питательной за счет перенесенного ила, который является природным удобрением. Однако человек никогда не строит дома на таких грунтах, так как в половодье реки жилье может оказаться затопленным.
  2. Суходольными. Такие луга расположены вдали от рек и озер. Они не заливаются весенними водами, влагу получают только от выпадающих осадков. Обычно занимают большие пространства в лесной зоне и возникают на местах вырубки массивов, сгоревшего или погибшего по разным причинам леса. Здешние почвы намного беднее почв заливных лугов, поэтому и состав растительности менее разнообразен.
  3. Альпийскими. Существуют почти во всех уголках Земли. Расположены они в альпийском поясе среди гор, над территорией с лесами. Эти обособленные экосистемы могут находиться на разной высоте в зависимости от климатических условий и географической широты местности (чем ближе к экватору, тем выше начинаются альпийские луга). Почвенный слой здесь сравнительно тонкий и малоплодородный, с многочисленными включениями камней и щебня. Альпийский луг характеризуется низкой растительностью с крупными цветками.
Читать еще:  Будет ли плодоносить яблоня выращенная из семечки?

Вблизи лугов обычно расположена и другая экосистема — лес. Оба сообщества имеют много сходств и различий. И в лесном, и в луговом присутствуют одинаковые компоненты: растения, животные, грибы, бактерии, между которыми постоянно происходит круговорот веществ. Состав их почвы похож, а солнечного света и тепла достаточно всем растениям.

Разница лишь в том, что основной растительностью леса являются деревья, а луга — травы. Лес не может произрастать непосредственно у реки, так как корни деревьев не приспособлены к повышенной влажности. В лесу обитают крупные животные, а на лугу — мелкие, так как крупным там негде прятаться.

Флора экосистемы

Почва лугов насыщена перегноем, она хорошо впитывает и долго удерживает влагу. В верхнем слое плотно переплетены корни множества видов травянистых растений, которые препятствуют развитию проростков деревьев и кустарников, поэтому здесь их почти нет. Основу растительности лугового сообщества составляют разнообразные многолетние травы. На 1 кв. м можно насчитать до сотни видов.

На лугах, как и в лесах, наблюдается несколько ярусов. Их описание:

  1. Верхний ярус занимают светолюбивые растения с высокими прямыми стеблями. Это тимофеевка, полынь, кровохлебка, василек луговой, тысячелистник.
  2. Средний ярус составляет растительность, которая приспособилась развиваться в полутени. Стебель у таких растений значительно ниже (клевер, мятлик).
  3. Нижний занят мхами. Высокая влажность и регулярные подъемы воды в реках способствуют их широкому распространению.

Среди луговой растительности можно встретить медоносные, кормовые, лекарственные, а также ядовитые растения. Произрастают и редкие экземпляры, которые занесены в Красную книгу.

На возвышенных участках заливных лугов распространены полынь, тысячелистник, тмин и кровохлебка. На заболоченных территориях хорошо растут злаки, такие как костер безостый, пырей ползучий, калужница, канареечник и др. Заливные луга являются источником большого количества сена.

Бедность почвы суходольных лугов сильно отражается на растительном покрове, который представляет собой низкий травостой. Он состоит из неприхотливых к почвенному плодородию растений. Самыми распространенными злаками являются душистый колосок и полевица тонкая. Бобовых здесь немного (в основном мышиный горох, клевер), но разнотравье представлено довольно хорошо (манжетки, лапчатка серебристая, подорожник, одуванчик, зверобой, лен и др.)

Субальпийские и горные луга отличаются густым травостоем, который вырастает до 70−80 см в высоту, разнообразием видов и необычайной красочностью. Несмотря на короткое лето и более сложные климатические условия, растения успевают отцвести и произвести семена, которые прорастут на следующий год. Основу субальпийской фауны составляют: ветреница пучковатая с крупными белоснежными цветками, овсяница, горец, буквица крупноцветковая, незабудка альпийская, ворсянка кавказская, васильки. На лугах растут грибы: шампиньоны, луговой опенок, дождевик.

Представители фауны

Обозревая открытые пространства лугов, можно предположить, что они необитаемы, но это неверно. Если прислушаться, можно услышать постоянный гул — это многочисленные насекомые живут своей обычной жизнью. Среди них: пчелы, шмели, стрекозы, муравьи, кузнечики, бабочки, жуки.

Животный мир напрямую зависит от растительности. Хотя здесь нет такого разнообразия обитателей, которое можно встретить в лесах, зато к жизни в открытой местности приспособились мелкие животные разных классов:

  1. Птицы: жаворонок, скворец, трясогузка, коростель, перепел, чибис, бекас. Луговые пернатые обычно небольших размеров с обтекаемой формой тела, чтобы удобно было пробираться среди трав, и оперением, которое сливается с растительностью.
  2. Пресмыкающиеся: ужи, гадюки, ящерицы. Встречаются на сухих и прогретых участках.
  3. Земноводные представлены лягушками и жабами.
  4. Млекопитающие. Очень много разных мышевидных грызунов, для которых луг является хорошей кормовой базой (землеройки, кроты, полевки). Из хищников водятся лисица, ласка и хорек.

В луговых почвах живут многочисленные беспозвоночные и бактерии, которые создают почвенное плодородие.

Взаимосвязи природного сообщества

Все организмы экосистемы состоят в тесном симбиозе. Виды растений научились уживаться рядом друг с другом, обитая в разных ярусах луга. Также отличаются периодом цветения: одни вегетируют и цветут ранней весной, а другие зацветают летом, привлекая к себе насекомых-опылителей.

Растения являются важным фактором в существовании природы и животных, которые питаются нектаром, зеленой массой, распространяют семена. Насекомыми питаются насекомоядные пернатые, на которых охотятся хищники: коршун, сокол, ястреб. Грызуны служат основным кормом для лисиц.

Деятельность грызунов способствует улучшению качества почвы, чем создает благоприятные условия для прорастания семян. Отмершие растительные и животные организмы перерабатываются бактериями и беспозвоночными животными. Органика повышает плодородие почвы, на которой обитает богатая луговая растительность.

Многие насекомые и животные являются санитарами, так как пищей для них служит органика. Травоядные представители фауны избавляют луга от сорной травы и вредных растений. Хищники создают равновесие между различными популяциями. Таким образом, на лугах, как и в других местностях, где присутствует растительность и обитают животные, формируются пищевые цепи, состоящие из нескольких звеньев. Например, клевер — бабочка — стрекоза — лягушка — уж — ястреб.

Первым звеном в этой цепочке является растение, а последним — организмы, которые могут расщеплять органические остатки: отмершие растения, умерших животных и их продукты жизнедеятельности. Органикой питаются стервятники, галки, вороны, дождевые черви, муравьи, многоножки, жуки-навозники и др. Перерабатывая остатки, они очищают окружающий мир.

Активная деятельность человека изменяет качество и урожайность луговых трав. Наибольшее воздействие на сообщество оказывает активный выпас скота и скашивание разнотравья. В результате оголившаяся почва быстро пересыхает, теряя тепловой режим.

Если такие мероприятия проводятся на протяжении многих лет, то в жизни луга неизбежны изменения видового состава растительности.

Источники:

http://natworld.info/nauki-o-prirode/jekosistema-ili-prirodnoe-soobshhestvo-luga-opisanie-rastenija-zhivotnye-rol-dlja-cheloveka-i-ohrana

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-zhizn-luga-2651209.html

http://nauka.club/okruzhayushchiy-mir/lug-prirodnoe-soobshchestvo.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector