Работа с текстом березовая роща куинджи являющаяся

Архип Куинджи Берёзовая роща

Пейзаж «Берёзовая роща» вместе с двумя другими картинами художника («После дождя» и «Север») был представлен на VII выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Её открытие было задержано из-за неготовности пейзажей Куинджи. В письме к Василию Поленову от 18 февраля Крамской сообщал: «Куинджи задерживает, а у него вещи слишком значительные, чтобы не обратить внимания».

Неудивительно, что эта задержка вызвала раздражение у организаторов московской части передвижной выставки. К примеру, художник Илья Репин даже не пытался скрывать своих чувств и довольно резко писал: «Куинджи не готов? Семеро одного не ждут; да и его очень легко было присовокупить после открытия».

Так оно и оказалась. Свои три полотна Куинджи выставил через два дня после открытия. Кстати, с учётом того, что художник, как сказали бы сейчас, был мастером пиара, вполне возможно, что вся история была просто хорошим рекламным ходом. Все с нетерпением ждали его картины и вот оно! Чудо свершилось!

Как потом сказал его коллега по творческому цеху Иван Крамской, публика восторженно приветствовала произведения Куинджи. Однако особенного внимания было удостоена «Берёзовая роща». Все посетители выставки единодушно отметили её отмечали «необычайность». Неудивительно, что прямо с выставки все три картины были приобретены Павлом Третьяковым за 6500 рублей и украсили экспозицию Государственной Третьяковской галереи.

«Берёзовая роща» глазами критиков
Сюжет картины удивительно прост: на полотне изображены берёзы, растущие на залитой солнцем лесной поляне. Художник путём необычной комбинации света и цвета, резких контрастов света и тени сумел создать эффектное впечатление очень яркого солнечного дня. Причём, верхняя часть берёз не показана. Зритель видит только стволы и небольшие ветки, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса. По центру рощи, деля композицию надвое, протекает ручей.

Как подчеркнул художественный критик Владимир Стасов, к мнению которого все прислушивались, «Берёзовая роща» — картина «с чудесно освещёнными деревьями и травой», и в этом произведении Куинджи «берёт ноты сильного эффектного освещения, никем ещё не пробованные».

А вот искусствовед Фаина Мальцева и вовсе считает, что «Берёзовая роща» является «новаторским произведением», которое относится к лучшим образцам реалистических пейзажей 1870-х годов. Ей вторит искусствовед Виталий Манин, «не было ещё картины в русской пейзажной живописи, где бы столь радостно и просветлённо запечатлелся яркий солнечный день, где бы так полно выразилось умиротворённое ощущение художника, где бы светлое чувство покоя, приподнятое настроение получили такое совершенное воплощение».

Лично мне больше всего нравится фраза Ивана Шишкина, который, как известно, сам являлся непревзойденным мастером пейзажа. Он сказал следующее: «Это не картина, а с неё картину можно писать…». А Владимир Орловский и вовсе признавал: «Я никогда не думал, не воображал, чтобы можно было довести картину до такого рельефа. Это — не картина, а натура».

Слухи
В письме к Павлу Третьякову от 1 марта 1879 года Иван Крамской писал о реакции, вызванной появлением на выставке картин Куинджи: «Публика приветствует их восторженно, художники же (то есть пейзажисты) в первый момент оторопели, они не приготовились, долго были с раскрытыми челюстями и только теперь начинают собираться с духом и то яростно, то исподтишка пускают разные слухи и мнения; многие доходят до высокого комизма в отрицании его картин; ну что ж, на здоровье!»

Вполне понятно, что у мастера было много завистников, которые выдумывали невесть знает что. Некоторые, как и в случае с его знаменитой «Лунной ночью на Днепре», вновь стали подозревать Куинджи в фокусничестве и верили распространившимся слухам о том, что «картина написана на стекле и освещается сзади лампой».

Но чтобы тогда не придумывали и не говорили, все вынуждены были согласиться: пейзаж и верно великолепен, как, впрочем, и все работы Куинджи.

Работа на картиной
По некоторым сведениям, Куинджи начал работать над этюдами с изображением берёз, начиная с 1876 года, то есть задолго до того, как написал свой знаменитый пейзаж. Исследователи творчества художника полагают, что одним из первых этюдов, непосредственно связанных с замыслом картины «Берёзовая роща», мог быть пейзаж 1878 года «Сосновый лес с речкой», который хранится в Государственной Русском музее.

Читать еще:  Период вегетации у растений, что это – что такое вегетативный рост?

Доподлинно известно, что в процессе работы над будущей «Берёзовой рощей» Куинджи написал ряд эскизов, большинство которых датируются 1879 годом. Искусствоведы знают о существовании по крайней мере пяти живописных эскизов: три из них хранятся в Государственном Русском музее, и по одному — в Государственной Третьяковской галерее и Нижегородском государственном художественном музее.

Выход из общества передвижников
22 апреля 1879 года состоялось открытие московской части VII-й передвижной выставки. Куинджи не сомневался в своём успехе. Но вместо этого в газете «Молва» (№ 112, 25 апреля 1879 года) появилась статья «Беглые заметки (по поводу рецензий художественных выставок и по поводу картин г. Куинджи)». Подписана она была псевдонимом «Любитель». Автор негативно отзывался о творчестве Куинджи и резко критиковал его картины, экспонировавшиеся на выставке. Цитирую: «Кто сколько-нибудь наблюдал в природе те отношения тонов, которые даёт солнечный свет, кто сколько-нибудь изучал законы переходов одного тона в другой при различных световых эффектах, тот согласится, что световые эффекты в картинах Куинджи утрированы и совершенно неверны». Про «Берёзовую рощу» же было написано, что деревья в ней не растут, а «растыканы», они «точно вырезаны из картона, накрашены каким-то грязно-зелёным колером и поставлены как декорация».

История умалчивает, как удалось выяснить имя автора… Им оказался один из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаил Клодт. Напомню, Клодт — русский художник-пейзажист второй половины XIX века, племянник известного русского скульптора и педагога Петра Карловича Клодта, двоюродный брат художника Михаила Петровича Клодта. Он одним из первых русских художников объединил жанровую картину с эпическим пейзажем. К сожалению, его творческая судьба сложилась очень неудачно. Михаил Клодт умер в нищете, долгах и безвестности… Но это случится гораздо позже… А в апреле 1879-го он напечатал разгромную статью о творчестве Архипа Куинджи.

Разгневанный поступком, который он назвал подлым, Куинджи принимает решение о выходе из Товарищества, который был окончательно оформлен в начале 1880 года. Таким образом, выставка 1879 года, на которой была представлена «Берёзовая роща», оказалась последней передвижной выставкой с его участием.

Судьба картины
Впоследствии картина «Берёзовая роща» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на проходившей в Третьяковской галерее, посвящённой 25-летию со дня смерти Павла Михайловича Третьякова в 1923 году, и на выставке русского искусства XVIII-XX веков в Пекине, которая состоялась в 1957 году.

В 1971-1972 годах полотно принимало участие в выставке «Пейзажная живопись передвижников» (Киев, Ленинград, Минск, Москва). В 1983-1984 годах — в выставке Академии художеств СССР (Москва), а в 1992 году — в выставке, посвящённой 150-летию со дня рождения Куинджи.

Оно стало и одним из экспонатов выставки работ Архипа Куинджи, проходившей в октябре 2018 — феврале 2019 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.

Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Данный урок является уроком развития речи и подготовки к написанию сочинения по картине. Целью этого урока является формирование комплекса умений, которые предполагают эмоционально-эстетическую оценку произведения живописи в устной и письменной жанровой форме речи. Для активизации детского воображения на уроке используются аудиозаписи музыкального произведения С.С.Прокофьева «Фея лета» и чтение фрагмента прозаического произведения В.Солоухина. Для формирования умения выделять микротемы учащимся предлагается заполнить таблицу соответствующим языковым материалом. В ходе данного урока школьники должны учиться создавать такой функциональный тип текста, как описание. Для этого предлагаются соответствующие вопросы репродуктивной беседы. Разработка содержит конспект урока и презентацию

Скачать:

Вложение Размер
Сочинение по картине А.И. Куинджи «Березовая роща».Конспект урока. 29.15 КБ
Сочинение по картине А.И. Куинджи «Березовая роща». Презентация к уроку. 1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : подготовка к написанию сочинения по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща»

Тип урока: урок развития речи

Дата проведения урока: 18. 02.2017 г.

Цель урока: подготовить к написанию сочинения по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща»

1.Формировать логическое мышление с помощью выборочно-распределительного списывания

2. Совершенствовать умение раскрывать тему произведения живописи с помощью подбора заголовка

3.Обогащать словарный запас учащихся с помощью выборочного списывания

4.Совершенствовать грамматический строй с помощью устного ответа по предмету

5. Формировать умение создавать описания (по типу речи).

1.Воспитывать уважение к собеседнику с помощью организации слушания устного ответа одноклассников

  1. Воспитывать познавательный интерес к культуре с помощью слова о художнике и использования аудиозаписи музыкального произведения

1.Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного развёрнутого ответа по предмету

2. Развивать воображение с помощью использования аудиозаписей музыкального произведения и письменной записи впечатлений

3. Расширять кругозор учащихся с помощью слова о художнике

Оборудование: учебник Русский язык 5 класс под ред. С.И. Львовой, доска со слайдами, аудиозапись фрагмента «Фея лета» из балета С.С. Прокофьева «Золушка».

Литература: электронный образовательный портал [http://claw.ru/book4/]

Методы и приёмы работы

Метод: слово учителя

Приём: приветственное, вводное, слово

2.Подготовка к восприятию произведения живописи

Приём: репродуктивная, фронтальная беседа

Метод: слово учителя

Приём: сообщающее слово учителя

3. Анализ произведения живописи

Приём: репродуктивная, фронтальная беседа

4.Языковая подготовка к сочинению

Метод: слово учителя

Приём: инструктивное слово

Приём: устный, фронтальный

Приём: выборочно-распределительное списывание

Метод: слово учителя

Приём: инструктивное слово

Приём: выразительное озвученное чтение

Приём: репродуктивная, фронтальная беседа

Метод: слово учителя

Приём: обобщающее слово

2. Подготовка к восприятию произведения живописи

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: приветственное вводное

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Запишите, пожалуйста, в тетрадях дату, вид работы и тему урока. Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща».

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Ребята, знаете ли вы, что такое пейзаж? Оля.

Метод учения: слушание

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо . Запись в тетради

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Пейзаж – это общий вид какой-либо местности, а также, картина или рисунок изображающие природу.

Правильно. Кто ещё как думает? Пожалуйста, Соня.

Всё верно ребята. Пейзаж — это многозначное слово. Если мы заглянем в толковый словарь, то увидим, что оно имеет четыре лексических значения, которые ребята нам и озвучили.

(Если не будут знать все 4 значения, назову сама).

А как называют художников, которые изображают природу?

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: сообщающее слово учителя

Таким художником пейзажистом был и Архип Иванович Куинджи, с картиной которого мы сегодня будем работать. Я немного расскажу вам о нём, а вы кратко запишите наиболее запомнившееся вам факты его биографии. Вы можете включить их в сочинение, когда будете писать о художнике.

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 на Украине в семье бедного сапожника грека. Фамилия «Куинджи» дана была ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Мальчик рано осиротел, поэтому был вынужден много работать: пас гусей, был слугой у хлеботорговца. Любовь к рисованию проявилась у него еще в детстве, он рисовал везде: на стенах домов, заборов, обрывках бумаги. Но, несмотря на это, только с третьего раза поступил в Академию художеств. Куинджи был дружен с И.Е.Репиным, В.М.Васнецовым, перенимал их опыт и искал собственный путь в искусстве. В жанре пейзажа им были созданы такие картины как «Осенняя распутица»,

« Забытая деревня», «Степь вечером», «На острове Валаам»,

И, конечно, одной из самых известных является картина «Берёзовая роща».

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Ребята, обратите внимание, что художник изобразил именно берёзовую рощу. Как вы думаете, почему?

Правильно. О берёзе также слагали стихи, песни, различные пословицы. Береза очень часто фигурирует в русских народных сказках. В народном фольклоре это дерево часто сравнивали со стройной красивой девушкой.

Пейзажем также называется жанр произведений в области живописи, темой которых является изображение природы. Также пейзажем называется описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.

Творческий диктант по картине А.И. Куинджи «Березовая роща»

Цели:

  • повторить правописание окончаний прилагательных;
  • выяснить, насколько используются прилагательные в речи учащихся, и показать на тексте диктанта, как употребление этой категории делает речь более яркой, выразительной, красочной.
  • развивать творческое воображение.
  • воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе.

Наглядность: репродукции картин.

Когда картина подобрана, можно переходить к составлению текста. Текст можно составить самому или же взять описание картины в каталоге, но изменить его, добавив нужные слова. Основной источник при составлении текста — Энциклопедия.

1. Слово о художнике.

Архип Иванович Куинджи (1842 – 1910) – замечательный русский художник – пейзажист. Сын сапожника, он прекрасно знал, что такое нужда. Став известным художником и самостоятельным человеком, он продолжал жить очень скромно, ограничивая себя во многом, и все свои средства отдавал искусству, которому он бесконечно предан. Куинджи устраивал на свои средства выставки, конкурсы, помогал нуждавшимся молодым художникам.

Он самозабвенно любил русскую природу и был певцом ее. Его картины “На острове Валааме”, “Ладожское озеро”, “Степь”, “Украинская ночь”, “Березовая роща”, “Лунная ночь на Днепре” дают прекрасные образы русской и украинской природы, полные торжественности и оптимизма.

Его пейзажи помогали стать человеку, по словам Крамского, “лучше, добрее, здоровее”.

2. Содержание беседы по картине.

– Где и когда была показана картина?

– Понравилась ли она?

– Что отличало картину Куинджи от пейзажей его современников?

– Что изображено на картине?

– Что помогает нам глубже понять чувства художника?

Представьте себе огромный тысячеметровый зал и в нем единственная небольшая картина. Впервые картина “Березовая роща” была показана в Петербурге в 1879 году на ежегодной Передвижной выставке. Она имела необыкновенный успех. Люди специально приезжали в Петербург, чтобы взглянуть на нее.

В чем был ее успех? Картина удивительно проста. Кажется, что здесь особенного, просто березы! Но картина волнует нас. Глядя на нее, мы испытываем чувство глубокой радости. Свой восторг перед открывшейся красотой пейзажа художник сумел донести до нас. И в этом замечательное мастерство художника.

Какими средствами передал художник увиденное?

Композиция картины очень проста: группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей.

Посмотрите, какой блеск красок на картине Куинджи. Обратите внимание на сочетание красок, согласованность света и тени.

Какая идея заключается в пейзаже? У Куинджи она – в безграничной любви художника к русской природе, олицетворяющей для него силу и мощь русской земли – просторной, могучей.

3. Текст диктанта

Вставьте вместо точек пропущенные прилагательные.

В 1879 году в Петербурге состоялось открытие … выст..вки. В …зале была показана …картина ( )Березовая роща( ) (К.,к)уинджи. Открытие выставки этой картиной было …событием в …жизни России. Картина поразила … блеском красок, …жизненность и …простотой.

В своей картине Куинджи не к(а,о)сается …деталей. Он отб( и, е )рает самое существенное, что позволяет глубже понять его чувства. Художник как бы внезапно поразился увиденному и в нескольких мазках передал увиденное.

…лето, …воздух словно застыл в дремоте …стволы берез, …силуэт зелени вдали, …небо, …плоскости света и тени на траве чудесно и мудро согласованы.

А. И. Куинджи написал очень много картин, и все они звучали …гимном природе, ее …красоте, рождающей в человеке чувство … радости.

Выберите правильное написание слов.

Подберите синонимы к словам: картина и художник.

Прилагательные, вставленные вместо точек.

(.ежегодной художественной выставки, в огромном тысячеметровом выставочном зале, единственная картина, большим событием, художественной жизни, ярким, невиданным блеском, необычной жизненностью ,удивительной простотой, отдельных деталей, цветовых мазках, жаркое лето, прозрачный воздух, светлые стволы берез, темный силуэт, голубое небо , широкие плоскости света, величественным гимном, одухотворенной красоте, глубокой радости.)

Ученики читают предложения из текста с вставленными прилагательными. Сравнивая употребление тех или других прилагательных, учащиеся устанавливают, почему в данном контексте лучше употребить то или иное прилагательное. Так, например, было выяснено, почему прилагательные яркий, невиданный (блеск) более точны, выразительны и правильны в предложении Картина поразила ярким, невиданным блеском, чем прилагательные прекрасный, ослепляющий, великолепный. Так разбирается значение каждого из перечисленных прилагательных, устно составляют с ними предложения, подбирают к этим прилагательным синонимы и антонимы.

Закончив работу над лексическими ошибками, можно переходить к разбору типичных орфографических ошибок. Индивидуально предложить карточки с заданием на это правило , указав параграф для повторения.

Зачитать лучший диктант, с наиболее удачно подобранными прилагательными. Подчеркнуть значение прилагательных в нашей речи. Познакомить с репродукциями картин “Березовая роща” других художников.

Источники:

http://proza.ru/2021/09/30/886

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/07/05/podgotovka-k-sochineniyu-po-kartine-a-i-kuindzhi-beryozovaya

http://urok.1sept.ru/articles/414843

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector