Позвоночные животные образуют класс высших животных
Биология. 5 класс
Конспект урока
Биология, 5 класс
Урок 17. Позвоночные животные.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Урок посвящён изучению строения и многообразия позвоночных животных.
Ключевые слова:
Позвоночные животные, позвоночник, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
Позвоночные животные – это группа животных, имеющих внутренний осевой скелет.
Холоднокровные животные – это животные с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
Теплокровные животные – это животные с постоянной высокой температурой тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
- Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
- Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек относится позвоночным животным, потому что у нас с вами есть позвоночник, а ещё у нас с вами есть череп, который защищает головной мозг, кроме этого, у нас есть парные конечности. Наши парные конечности – это руки и ноги. С помощью парных конечностей позвоночные перемещаются в пространстве, в поисках добычи, а иногда совершают длительные миграции. Какие же еще живые существа относятся к позвоночным?
Позвоночные – это группа животных, имеющих внутренний осевой скелет. Он является гибкой, но прочной опорой тела. У большинства позвоночных животных основой скелета является позвоночник, чем и объясняется их название. Позвоночник состоит из большого количества отдельных костей – позвонков. Они соединены между собой прочно, но подвижно. Позвоночник проходит вдоль всего тела животного – от головы до кончика хвоста.
К современным позвоночным животным относят рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
По строению и образу жизни позвоночные находятся на более высоком уровне развития, чем все остальные животные.
Рыбы – водные позвоночные животные, дышащие с помощью жабр. Это самые древние и наиболее разнообразные современные позвоночные животные. Рыбы являются холоднокровными животными.
Холоднокровными называют животных с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
Тело многих рыб покрыто тонкими, налегающими одна на другую, чешуями. Самая распространённая форма тела у рыб – обтекаемая, как у макрели. Большинство рыб плавает с помощью плавников. Одни плавники проталкивают рыбу вперёд, другие – удерживают тело рыбы в равновесии и помогают изменять направление движения.
Земноводные – это холоднокровные позвоночные животные. Они приспособлены к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Органы дыхания земноводных – лёгкие. К земноводным относят лягушек, жаб, квакш, тритонов, саламандр, червяг. Наиболее известные земноводные – лягушки.
Пресмыкающиеся – это наземные холоднокровные позвоночные животные, дышащие с помощью лёгких. Тело пресмыкающихся покрыто сухой ороговевшей кожей, чешуями или щитками. К пресмыкающимся относят ящериц, змей, черепах, крокодилов.
Птицы – покрытые лёгкими перьями теплокровные животные, которые проявляют активность в любое время года.
Теплокровными называют животных с постоянной высокой температурой тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.
Передние конечности птиц – крылья, задние – ноги. Большинство птиц прекрасно летает. Не могут летать крупные сухопутные птицы – страусы. Некоторые птицы освоили водный образ жизни, утратив способность к полёту. Таковы пингвины.
Млекопитающие, или звери, – теплокровные позвоночные животные. Сохранению тепла способствует волосяной покров, который характерен для многих зверей. Обычно самки млекопитающих рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. Отсюда название этой группы животных – «млекопитающие». Некоторые млекопитающие длительное время заботятся о своих детёнышах. Только у млекопитающих есть наружное ухо – ушная раковина.
Для млекопитающих характерна широкая приспособляемость к разнообразным условиям обитания. Они встречаются на земном шаре практически повсеместно, за исключением Антарктиды. Наземные звери – наиболее обширная группа млекопитающих, заселивших практически всю сушу. Подземные млекопитающие почти всю жизнь проводят в толще почвы. Среди млекопитающих есть группа водных зверей, которые никогда не выходят на сушу. Таковы киты и дельфины. К полёту приспособлены летающие звери.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Сортировка элементов по категориям.
Текст вопроса: Распределите животных по соответствующим группам.
Варианты ответов:
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;
Текст вопроса: Установите соответствие
Урок на тему “Позвоночные животные” (конспект+презентация)
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Позвоночные животные.docx
Урок в 5 классе
Тема. Позвоночные животные
Ключевые слова : позвоночные животные, позвоночник, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
1. Позвоночные животные – это группа животных, имеющих внутренний осевой скелет.
2. Холоднокровные животные – это животные с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
3. Теплокровные животные – это животные с постоянной высокой температурой тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.
1.Организационный момент
2.Актуализация и мотивация. Фронтальный опрос:
1. Какие признаки присущи живым организмам?
2. Какими бывают организмы по строению?
3. Какие есть органеллы в клетке?
4. Какие вы знаете среды обитания?
5. Каких животных мы уже изучили?
Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим многообразие позвоночных животных и наш урок пройдет в виде путешествия. Чтобы отправиться в поездку, вам понадобятся билеты. А чтобы получить билеты, вы должны отгадать загадки. Готовы?
Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова. (Одуванчик)
На большой цветной ковер
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка)
А как зовут иголки
У сосны и у елки? (Хвоя)
Наткет, наплетет
Сядет и добычу ждет. (Паук)
Волосата, зелена
В листьях прячется она
Хоть и много ножек
Бегать все равно не может. (Гусеница)
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда:
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём. (Крот)
Итак, все готовы. В путь! Первая наша станция – «Библиотечная». Прежде, чем изучать разнообразие животных, нужно знать, с кем имеешь дело. Итак, сегодня мы знакомимся с позвоночными животными. Кто же это такие?
Позвоночные – это группа животных, имеющих внутренний осевой скелет. Он является гибкой, но прочной опорой тела. У большинства позвоночных животных основой скелета является позвоночник, чем и объясняется их название. Позвоночник состоит из большого количества отдельных костей – позвонков. Они соединены между собой прочно, но подвижно. Позвоночник проходит вдоль всего тела животного – от головы до кончика хвоста. По строению и образу жизни позвоночные находятся на более высоком уровне развития, чем все остальные животные.
Вопрос к учащимся: итак, какие главные признаки у позвоночных животных?
К современным позвоночным относятся 5 классов животных. Давайте с ними познакомимся. Следующая станция – «Подводное царство».
Рыбы – водные позвоночные животные, дышащие с помощью жабр. Это самые древние и наиболее разнообразные современные позвоночные животные. Рыбы являются холоднокровными животными. Холоднокровными называют животных с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
Тело рыб покрыто тонкими, налегающими одна на другую, чешуями. Самая распространённая форма тела у рыб – обтекаемая.
Вопрос к учащимся: почему у рыб именно такая форма тела? Почему рыбы скользкие на ощупь? Для чего нужна слизь? Как рыбы передвигаются ?
Самая большая рыба в океане – китовая акула. Ее вес может достигать 20-25 тонн, а длина – более 27 метров. При этом питается акула планктоном и вовсе не опасна.
Вторая станция – «В гостях у царевны Лягушки ». Земноводные – это холоднокровные позвоночные животные. Они приспособлены к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Органы дыхания земноводных – лёгкие, а также кожа, покрытая слизью. К земноводным относят лягушек, жаб, квакш, тритонов, саламандр, червяг.
Самой большой лягушкой в мире является лягушка-голиаф. Ее длина может достигать 40 см.
Вопрос к учащимся: какие интересные факты вы знаете о лягушках?
Следующая станция – «Царство Рептилий». Пресмыкающиеся – это наземные холоднокровные позвоночные животные, дышащие с помощью лёгких. Тело пресмыкающихся покрыто сухой ороговевшей кожей, чешуями или щитками. К пресмыкающимся относят ящериц, змей, черепах, крокодилов.
Самая массивная змея на планете – анаконда, длина которой может достигать почти 7 метров. Весит эта рептилия от 30 до 70 килограммов. При этом самой длинной змеей на Земле признан сетчатый питон, вырастающий до 7,5 метров.
Давайте сделаем остановку и немного отдохнем. Динамичная физминутка
1) Для глаз. Давайте ещё немного погуляем. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу – вы поднимите глаза вверх, если животных, деревья или кустарники – смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь – пожимаете плечиками.
Кукушка, липа, лисичка, лиса, малина, соловей, опенок, крокодил, сова, кабан, верблюд.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Продолжаем наше путешествие. Следующая наша станция – «В поисках Жар-Птицы».
Птицы – покрытые лёгкими перьями теплокровные животные, которые проявляют активность в любое время года. Теплокровными называют животных с постоянной высокой температурой тела, которая не зависит от температуры окружающей среды. Передние конечности птиц – крылья, задние – ноги. Большинство птиц прекрасно летает.
Вопрос к учащимся: знаете ли вы птиц, которые летать не могут?
Самые крохотные птицы на свете — колибри, особи некоторых их видов весят около 3 грамм. Самая маленькая птичка в мире — колибри-пчёлка, средняя длина её тела составляет около пяти с половиной сантиметров.
Африканские страусы порой достигают веса в 150 кг, а некоторые вымершие виды нелетающих птиц весили до 400 кг. В настоящее время самая крупная из всех птиц на земле — именно африканский страус. Рост этих птиц достигает 2,7 метра.
Итак, наше путешествие почти завершилось. Последняя станция – «В гостях у Царя Зверей».
Млекопитающие , или звери, – теплокровные позвоночные животные. Сохранению тепла способствует волосяной покров, который характерен для многих зверей. Обычно самки млекопитающих рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. Отсюда название этой группы животных – «млекопитающие». Некоторые млекопитающие длительное время заботятся о своих детёнышах. Только у млекопитающих есть наружное ухо – ушная раковина.
Для млекопитающих характерна широкая приспособляемость к разнообразным условиям обитания. Они встречаются на земном шаре практически повсеместно, за исключением Антарктиды. Наземные звери – наиболее обширная группа млекопитающих, заселивших практически всю сушу. Подземные млекопитающие почти всю жизнь проводят в толще почвы. Среди млекопитающих есть группа водных зверей, которые никогда не выходят на сушу. Таковы киты и дельфины. К полёту приспособлены летающие звери.
Самое большое наземное млекопитающее – африканский слон. Самое маленькое – таиландская мышь, весящая 2 грамма.
3.Рефлексия. Итак, наше путешествие подошло к концу и теперь настало время показать, что вы запомнили. Фронтальный опрос:
1. Какие главные признаки присущи всем позвоночным животным?
2. Какие классы животных относятся к позвоночным?
Задание 1. Распределите животных по соответствующим группам: позвоночные и беспозвоночные. Примеры животных на слайде: тигр, краб, змея, божья коровка.
Задание 2. Установите соответствие между примерами животных и классом, к которому они относятся: Варианты ответов:
Источники:
http://resh.edu.ru/subject/lesson/7858/conspect/
http://infourok.ru/urok-na-temu-pozvonochnye-zhivotnye-konspekt-prezentaciya-4990639.html