Осенью клином стремится на юг перелетная птица – сочинение про птичку

Сочинение «Осенний отлёт птиц»

Сочинение: Осенний отлёт птиц.

Цель: развитие умения составлять повествовательный текст с элементами описания.

формировать умение составлять повествовательный текст с элементами описания по плану;

развивать умение употреблять в письменной речи точные и выразительные слова и словосочетания;

воспитывать чувство переживания к трудному перелету птиц.

І. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение.

Е. Благинина.

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде на гряде.

Солнца редкие лучи,

Улетели и грачи.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

ІІ. Сообщение цели урока.

– Ребята, какие ассоциации у вас вызывает словосочетание птицы осенью ? (составление ассоциаций)

– Сегодня на уроке мы напишем сочинение «Осенний отлёт птиц». Слайд №1

– Что вы почувствовали, просмотрев этот фильм?

– Что вы знаете о перелетных птицах? (улетают осенью, мало корма, дни становятся короче, ночи холоднее)

– Какие птицы отправляются в теплые края? Улетают грачи, скворцы, ласточки, журавли и т. д.

– Как мы узнаем, что летят птицы? Летят с прощальным криком, прощаются с родными местами.

Учитель: Птицы летят по-разному. Они летят стаей, клином, цепью. Стаей летят в основном певчие птицы: ласточки, скворцы. Цепью и косяком – журавли, гуси, утки, лебеди. Впереди всегда летят опытные птицы – вожаки. Слайды № 2,3

II . План . Слайд № 4

1. Пора прощания.

2. В путь.

а) отлет птиц

б) описание действия полёта птиц

3. До скорой встречи!

Задание: найти, выписать эпитеты описания осени.

Осень пришла в лес. Листья раскрасились в яркие цвета. Лес был очень красив.

Подули сердитые ветры. Они срывали жёлтые, красные, бурые листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю.

Скоро лес поредел. Ветки стали голыми. Земля под деревьями покрылась разноцветным ковром. Стаи перелётных птиц неслись к югу.

Но были и погожие, ясные дни. Нежаркое солнце светило ласково. Оно прощалось с лесом. Листья становились жесткими и хрупкими. Тут и там под листьями виднелись грузди, маслята.

Эпитеты с прилагательными: в яркие цвета, сердитые ветры, разноцветным ковром, нежаркое солнце.

Эпитеты с глаголами: швыряли на землю, стаи неслись, прощалось с лесом.

– Первый пункт плана «Пора прощания».

– Как можно начать сочинение? (Пришла осенняя пора.)

– Составьте 1-2 предложения описания осени.

– С чем прощаются птицы? (Птицы прощаются с родными местами.)

І II . Работа в группах.

Задание: 1 группа:

Отрывок из рассказа Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»

-Найти слова и словосочетания, которые рассказывают о подготовке птиц к дальнему перелету.

Читать еще:  Корм хиллс для щенков мелких пород — hill s для собак

Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привёл всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далёкий путь, и все имели такой серьёзный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч вёрст.… Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнет от разных случайностей, – вообще было о чём серьёзно подумать.

Лебеди, утки и гуси готовились к отлёту. Старые птицы учили молодых. Каждое утро молодёжь делала прогулки. Она укрепляла крылья для далёкого перелёта.

Умные вожаки обучали отдельные стаи и потом всех вместе. Сколько было крика, веселья, радости!

Большая тревога, готовиться в далёкий путь, укрепляла крылья, молодёжь делала прогулки, обучали отдельные стаи, старые птицы учили молодых.

Отрывок из рассказа Л. Толстого «Лебеди»

– Найти отрывки, где описывается картина полета лебединой стаи.

– Как писатель передаёт крайнюю усталость молодого лебедя.

Лебеди летели из холодной страны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь; и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою.

Все лебеди уморились, махая крыльями, но они не останавливались и летели дальше. Впереди старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели.

Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а его товарищи дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья…

– Подобрать синонимы к словам: старые – … (опытные), тревога – … (волнение), косяк – … (стая), грустно – … (печально), потянулись – … (полетели), песни – … (голоса), в тёплые края – … (на юг, с севера на юг, в теплые страны).

– Используя выбранные слова и словосочетания из предложенных текстов, каждая группа расскажет свой вариант основной части.

– О чем пойдет речь?

– Куда летят птицы? Птицы летят с севера на юг. Птицы летят в тёплые края.

– Что слышится высоко в небе? Высоко в небе слышатся их прощальные песни.

– Как ещё можно назвать перелетных птиц? Их называют летние гости.

– Все ли птицы долетят до места? Почему? Не все птицы долетят до места. Многие из них погибнут в дороге. Долетят самые сильные и опытные птицы.

– Почему становится грустно?

– Третий пункт плана «До скорой встречи!»

– Каким предложением закончим сочинение?

– Какое оно будет по цели высказывания?

IV . Орфографическая работа.

Приставки Окончания Непроизносимые Безударные гласные

пере лёт осенн яя согласные пот..нулись

при шла летн ие сер..це р..дными

по гибнут грус..но жур..влей

Читать еще:  Василистник посадка и уход в открытом грунте: василиск растение

-тся, -ться: слыша тся , станови тся, выбью тся

– Какие слова мы будем употреблять с безударной гласной в корне?

– Назови слово, которое вы не знаете как написать?

Сочинение на тему «Перелётные птицы»

Сочинение «Перелётные птицы».

Перелётные птицы подают нам знак, что скоро наступят заморозки, пора собирать урожай. Осенью они покидают наши края, забирая с собой подросших птенцов. Весной они вернутся. Кто-то найдёт своё уютное гнёздышко, а кто-то будет строить новые гнёзда для высиживания маленьких птенцов.

Перелётные птицы высоко взлетают, сильно взмахивают своими крыльями. При этом они успевают с нами прощаться, громко оповещая, что улетают в тёплые края. Никто не может пройти мимо, не полюбовавшись своеобразным косяком перелётных птиц. Хочется целый день смотреть в окно, чтобы увидеть очередную стаю.

Птицы улетают стаями, которые различаются между собой. Журавли летят ровным аккуратным клином. Они гордо, сильно размахивают крыльями, держа голову в нужном направлении. Грачи создают огромную чёрную тучу, не имеющая точной формы, потому что из-за суетливости птиц она меняется.

Куда они летят? Что их ожидает на другом конце Света? Такими вопросами задаётся ребёнок, взрослый. Хочется, чтобы случилось чудо, и появились крылья, чтобы присоединиться к перелётным птицам, пролететь через весь континент…

Пройдёт зима, птицы снова к нам вернутся. Они оповещают нас о скором приближении тёплой весны. Кажется, что птицы на своих крыльях принесли тепло и делятся им с нами. Пусть за окном прохлада, но весна обязательно найдёт момент, чтобы порадовать мир первоцветами, оживляющими почками на деревьях, пригревающим ярким солнышком.

Картина Саврасова «Грачи прилетели»

Перелётные птицы летят дружно, невзирая на хмурую погоду. Мы не остаёмся равнодушными к их перелёту. Мы наблюдаем за ними, благословляя их долгий тяжёлый путь. Весной они вернутся в наши края. На сердце почувствуется оттепель. Наступление весеннего тепла – природный инстинкт, который заложен в каждом живом существе. Поэтому птицы знают, когда им начать своё долгое путешествие.

Весенняя пора готовится к встрече птиц, заливая всё солнечным светом. Природа способна изменить человека, подарив ему ощущение нежности, любви. Тепло весны необходимо для живых существ. Без него мы не услышим прелестное пение птиц, не сможем любоваться их горделивыми взмахами крыльев. Птицы — великолепные создания матушки-природы. Они делают мир прекраснее.

Так же вы можете прочитать сочинения на темы

Детский час

для детей и родителей

Перелётные птицы осенью

Каждую осень, когда ещё не закончились полевые работы, наши пернатые друзья и помощники покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Летят рядами, шеренгами, беспорядочными кучами и поодиночке.

Что же заставляет перелётных птиц ежегодно осенью и весной совершать такие дальние путешествия?

Установлено, что перелёты птиц – это сложный инстинкт, сформировавшийся у них в процессе длительного исторического развития самих птиц и изменения климата Земли.

Читать еще:  Подкормка свеклы в открытом грунте

Ещё в доледниковую эпоху птицы ежегодно весной и осенью перекочевывали в связи со сменой температур и изменением в характере питания в отдельные сезоны года. В ледниковый период Земли эти пролетные пути удлинялись, изменялись. А при отходе ледников птицы все дальше стали залетать на север. Так постепенно у них выработались наследственно закреплённые врождённые переселенческие рефлексы-инстинкты.

Основным стимулом перекочёвок и перелётов у птиц были, кроме климатических условий, условия их питания и размножения.

Осенью и зимой, когда пищи становится меньше и добывать её труднее, птицы перелетают в места, где легче прокормиться. Остаются зимовать лишь такие птицы, которые и зимой могут легко добывать себе пищу.

Что переселение птиц связано не только с одним лишь оледенением, а зависит от условий питания, доказывается и таким фактом. В тропических и субтропических зонах, где оледенения не было, птицы также совершают регулярные перелёты с мест гнездований в места с более обильными запасами пищи.

Оледенение лишь способствовало окончательному формированию пролетных путей, удлиняя и искривляя их, тем более, что центры оледенения распространялись и отступали не только по линии север-юг, но и по линии запад-восток. Поэтому пролетные пути большей частью отражают сложные пути вселения птиц в ту или иную область, хотя прямой путь был бы для них намного короче.

Перелётные птицы (список)

А — аист, Б – береговушка, В — выпь, Г – галстучник, грач, Д — дрозд, Ж – жаворонок, З – зяблик, И – иволга, К – кулик, кукушка, Л — ласточка, лазоревка, М – мухоловка, П – перепел, Р – рябинник, С — стриж, скворец, соловей, Т- трясогузка, Ц – цапля, Ч — чибис, чайка озёрная, У – утка.

Но куда же, в какие страны отправляются перелётные птицы осенью? Обычно говорят: на юг, в тёплые страны. Ответ далеко не отличающийся точностью.

Перелётные птицы осенью действительно летят в более тёплые районы земли. Но эти районы могут быть не только на юге. Они могут быть и на западе, на побережьях стран и островов, омываемых тёплыми течениями, где зима мягкая и птицам легко добывать корм.

Далёкий, опасный и трудный путь совершают птицы. Некоторые из них летят многие тысячи километров к месту зимовки. Плосконосый куличок-плавунчик, житель нашей тундры, летит зимовать в южную часть Южной Америки. Так далеко!

Немало птиц погибает в пути от бурь, ветров, неожиданных снегопадов.

Итак, перелётные птицы осенью стремятся попасть на другие территории, где условия обитания более комфортные, чем на суровой родине.

Подбор материала: Ирис Ревю

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=60075

http://rumozg.ru/sochineniya/na-raznyie-temyi/sochinenie-na-temu-pereljotnye-pticy.html

Перелётные птицы осенью

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: