Мнемотаблица для заучивания стихотворения ласточки пропали – лист сухой валится

Мнемотаблица для заучивания стихотворения ласточки пропали – лист сухой валится

Автор: Ситдикова Милеуша Асхадулловна

Организация: МБДОУ «Арский детский сад №11 общеразвивающего вида»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Арск

Цель: помочь детям запомнить и выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали» с помощью мнемотаблицы.

Задачи:

1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени, обогащать словарь («заря», «валится»), показать красоту поэтических образов.

2. Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы.

3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии и осенней природе.

Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина), наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукций об осени, слушание произведений классической музыки об осени

Материалы: репродукция картин И.И.Левитана «Золотая осень», И.И.Шишкина «Осень», А.К. Саврасов «Осень», классическая музыка Ф. Шопена «Осенний вальс», мяч; дубовые, кленовые, берёзовые листья; большой кленовый лист.

Слайд №1.

Ход ООД:

Организационно-мотивационный этап.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

— По вашим глазам, я вижу, вы зарядились положительными эмоциями.

— Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее, радостное, улыбчивое)

— Замечательно! Я рада видеть вас таких красивых, и с хорошим настроением!

Основной этап. Получение новых знаний.

Постановка проблемы

Слайд №2.

Разминка для ума. Ребята, я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и отгадайте:

Пришла без красок и без кисти.

Да перекрасила все листья. (Осень)

— А почему мы вспомнили про это время года? Где можно увидеть красоту осени? (На улице, на природе…). Ваш ответ правильный. Но ребята не только на улице и на природе, и ещё кое-где? А где же именно можно встретить осени? Поэтому прошу вас быть внимательными и стараться находить ответ на заданный вопрос.

2. Игра «Назови осенние приметы».

У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный,

Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.

— Ребята, давайте поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ получаете осенний лист.

1. Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают, вянут, сохнут, шуршат, шелестят.

2. Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (листопад – 2 слова листья опадают).

3. Каким цветом становятся листья а деревьях? (Оранжевые, желтые, красные.)

4. Дождь осенью что делает? — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

5. Урожай осенью… — Урожай осенью убирают.

6. Птицы осенью …. — Птицы осенью улетают.

7. Деревья осенью… — Деревья осенью роняют листья.

8. Звери осенью… — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Читать еще:  Лук халцедон описание сорта посадка и уход

9. — За осенью идёт… (Зима)

10. А после зимы. (Весна)

11. После весны идёт. (Лето)

12. А за летом наступает…(Осень)

13. Какое сейчас время года? (Осень)

14. Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

15. Назови 2-ой осенний месяц (Октябрь)

16. Назови 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

17. Назови первый осенний месяц (Сентябрь)

18. Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

19. Что ты можешь сказать про солнце осенью? (Греет плохо, часто прячется за облака.)

20. А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)

21. Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, немного солнечная)

22. А что делают дикие животные осенью? (Животные готовятся к зиме.)

23. А какие деревья остаются зелеными? (елки, сосны).

— Правильно, ребята! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали.

— Да, осень прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили музыку, написали картины про осень.

3. Практическое решение проблемы.

А) Дидактическая игра «Составь картину осени». Встреча с осенью на картинках.

— Я предлагаю вам немного поиграть. У вас на руках листочки разных деревьев (дуб – дубовый, клён – кленовый, берёза – берёзовый). Ребята объединитесь в подгруппы. У нас получилась 3 подгруппы. Давайте посмотрим, как вы умеете дружно работать и играть.

( Дети подходят к столам, и воспитатель предлагает собрать картинки из разрезных картинок.)

Слайд 2. И.И.Шишкин «Осень»

— На картине ранняя осень, сентябрь месяц.

Слайд 3. И.И.Левитан «Золотая осень»

— На картине золотая осень, начало октября.

Слайд 4. А.К. Саврасов «Осень».

— На картине поздняя осень, ноябрь месяц.

— Где мы увидели красоту осени? (На картинах художников).

— Каждый творческий человек по-своему передаёт красоту окружающей природы. А художник – красками.

Б) Работа над стихотворением А. Фета «Ласточки пропали». Встреча с осенью в стихотворениях.

Слайд №5.А.А.Фет

А сейчас познакомимся со стихотворением об осени. Написал его русский поэт Афанасий Фет.

Фет — переводчик и поэт. Жил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву. Во время обучения в Московском университете Фет публикует первые стихи. Его сборники стали выпускать уже на двадцатом году. Афанасий Афанасьевич один из лучших пейзажистов, потому что описание природы в его произведениях действительно поражают своей красотой.

Слайд №6.

Воспитатель читает детям стихотворение.

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Беседа по содержанию стихотворения: — Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какие приметы осени отмечены в стихотворении? Как об этом писал А. Фет? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения). Воспитатель озвучивает название стихотворения — «Ласточки пропали».

В) Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Оторвался с ветки лист,

И на землю опустился.

Воспитатель повторно читает стихотворение.

— Где мы встретились с красотой осени? (В стихотворениях).

— Каждый творческий человек по-своему передаёт красоту окружающей природы: художник – красками, а поэт – словами.

— Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («зарёй», «валится»).

Проводится словарная работа с терминами «заря», «валится» ( «заря» — «восход» или «закат»; «валится» — «опадает»).

Предлагаю детям словесную игру.

Г) Словесная игра «Доскажи словечко» (воспитатель читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.).

Читать еще:  Какая самая умная порода собак в мире

Слайды №6-8. Мнемотаблица

Воспитатель: — А теперь давайте попробуем рассказать стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Д) Встреча с осенью в музыке. Фредерик Шопен «Осенний вальс».

— Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту музыку сочинил композитор Фредерик Шопен и называл ее «Осенний вальс».

— Где ещё можно встретиться с красотой осени? (В музыке).

— Каждый творческий человек по- своему передаёт красоту окружающей природы: композитор –музыкой.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Итог поисковой работы

— Где можно увидеть красоту осени? — Смогли найти ответ на вопрос «Где можно увидеть красоту осени?» — Как называется стихотворение, которое вы выучили? — Кто автор этого стихотворения? — Как мы учились запоминать стихотворение? ( С помощью мнемотаблицы).

Слайд 9

2. Игра «Осенние слова»

А наше занятие закончим красивой игрой, которая называется «Осенние слова». Каждый из вас, передавая друг другу этот осенний лист, по очереди скажет по одному красивому слову об осени.

— Осень она какая?

Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая, ветреная, грибная, разноцветная, хмурая, замечательная, листопадная, волшебная, скучная, урожайная, сияющая, грустная, величавая, звонкая.

— Всем спасибо. Вы были большие молодцы.

Литература:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи речи в детском саду. Подготовительная группа» М., Мозаика-Синтез, 2017.

Мнемотаблица для заучивания стихотворения ласточки пропали – лист сухой валится

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8 « Чайка»

Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться.

Большинство детей правильно произносят звуки родного языка. Завершается в основном этап усвоением грамматической системы языка.

Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание культуры речи, развитие

связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ.

Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают время обучения, развивают память, внимание, образное мышление.

Одним из приемов мнемотехники является использование мнемотаблиц. Мнемотаблица-это схема, в которую заложена определенная информация.

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любую сказку, пословицу, поговорку, рассказ, стихотворение можно «записать», используя картинки и символы. Эти схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное и запомнить.

Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи, их можно использовать для пополнения словарного запаса, использовать при

обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать мнемотаблицы

при обучении детей. Их очень просто изготовить самим для занятия на любую тему. Сначала мы с детьми пересказывали по готовым мнемотаблицам. Потом

они сами научились схематически изображать текст для пересказа. Книжки- малышки, изготовленные детьми,облегчают им запоминание и пересказ сказок.

Приведу примеры некоторых мнемотаблиц, которые я использую в своей практике.

Мнемотаблица для заучивания считалки.

Высоко-превысоко бросил я свой мяч легко.

Выше дома,выше крыши, облаков высоких выше.

Но упал мой мяч с небес, закатился в темный лес.

Читать еще:  В какой посуде хранить мед?

Раз, два, три, четыре, пять я иду его искать.

Вышли мыши как-то раз посмотреть который час.

Раз, два, три,четыре мыши дернули за гири,

Тут раздался страшный звон, разбежались мыши вон.

Мнемотаблица для заучивания чистоговорки.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Сразу зубики сломали.

Мнемотаблицы по составлению рассказа по теме «Времена года».

Мнемотаблица для заучивания стихотворения А. Фета

«Ласточки пропали. »

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как есть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

План пересказа сказки «Самый красивый наряд на свете».

Мнемотаблица для заучивания стихотворения наизусть А. Фет «Ласточки пропали. «

Афанасий Фет

«Ласточки пропали…»

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно
.

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 957 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2935 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 540 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Бахилова Алла ВикторовнаНаписать 3641 27.11.2018

Номер материала: ДБ-261704

  • Дошкольное образование
  • Другие методич. материалы
    27.11.2018 349
    27.11.2018 501
    27.11.2018 1528
    27.11.2018 87
    27.11.2018 2036
    27.11.2018 235
    27.11.2018 252
    27.11.2018 74

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов

Время чтения: 2 минуты

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов

Время чтения: 1 минута

Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источники:

http://www.1urok.ru/categories/19/articles/18714

http://ds8.rostov-obr.ru/item/310113

http://infourok.ru/mnemotablica-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-naizust-a-fet-lastochki-propali-3406916.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector