Лермонтов листья в поле пожелтели текст, анализ стихотворения о природе

«Осень» М. Лермонтов

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Дата создания: 1828 г.

Анализ стихотворения Лермонтова «Осень»

Михаил Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира – удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества поэт периодически обращался к теме родной природы, но при этом его пейзажная лирика нередко носила социальный характер. Примером такого произведения является стихотворение «Осень» написанное в 1828 году, когда юному Лермонтову едва исполнилось 14 лет. В это время он проходил обучение в пансионе, готовясь к поступлению в университет. Однако по настоянию бабушки время от времени оставлял учебу и приезжал в родовое имение под Москвой, где проводил время за чтением книг и очень много гулял в окрестностях деревни.

Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию. Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. И объясняется этот феномен личными переживаниями Лермонтова, который лишен возможность общаться с отцом, о чем очень сильно сожалеет. Именно в этот период любознательный и покладистый мальчик превращается в импульсивного, раздражительного и очень вспыльчивого юношу, который разочарован жизнью и не видит в ней смысла. Поэтому с легкой горечью поэт констатирует тот факт, что «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов». Дикий же зверь, мелькнувший среди редеющего леса, норовит поскорее найти для себя более надежное укрытие, чтобы не стать легкой добычей для человека, жилье которого находится поблизости.

Обладая врожденной наблюдательностью, Лермонтов сумел подметить и еще один характерный признак осени, когда «месяц ночью тускл», и уже не заливает своим молочным светом соседние поля и луга, а лишь слегка их серебрит. Его сияние едва пробивается через густой туман, создавая мистическую и овеянную печалью картину. Но именно она так дорога и близка сердцу юного поэта, который видит в угасании природы естественное завершение жизненного цикла, и покорно принимает то, что готовит каждому из на судьба.

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 73.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 73.

Читать еще:  Как лечить подкожный клещ у кошки?

Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Осень” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним поэтом в 1828 году предположительно в имении бабушки. Опубликовано в 1829 году.

Тема – описание природы с приходом осени.

Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы довольно мрачными красками.

Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры“месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.

Эпитеты“мрачная зелень”, “отважный зверь”, “месяц тускл”.

Олицетворение“листья …кружатся и летят”.

История создания

В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Здесь уже проявились основные мотивы его стихов, навеянные душевными переживаниями юного поэта. Летние месяцы он проводил в имении своей бабушки; изменения в природе с приходом осени поэт и описал в этом простом и грустном стихотворении.

Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом, видимо, был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов леса, как у А. С. Пушкина.

Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.

У М. Ю. Лермонтова с детства был дар наблюдательности, особое поэтическое мышление, художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему грустными и мрачными. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа, содержащая философскую составляющую, не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из трёх небольших предложений. В стихотворении описаны картины, которые возникают в разное время суток, следовательно это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют упоминание о полуденном отдыхе пахаря и содержание двух последних стихов: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

Читать еще:  Лучшие сорта капусты для урала

Исследователи творчества Лермонтова склоняются к тому, что это элегия. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, использована перекрёстная рифмовка. Чередуются женские и мужские рифмы, которым пока не хватает оригинальности и богатства, появившихся позднее в зрелых стихотворениях поэта.

Средства выразительности

Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тускл месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь” . Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.

В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не прямой, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.

Стихотворение и анализ «Осень»

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Краткое содержание

В. Поленов. Золотая осень. 1893

Стихотворный сюжет предельно прост: мы видим листья, увядающие на фоне сумрачных елей, с параллельным описанием опустевших дола и поля. В них давно не ступал никто: ни нога человека, ни лапа лесного зверя. Лишь, холодный лунный свет покрывает эту безрадостную картину окружающей природы.

История создания

Эти стихотворные строки Михаил Лермонтов написал в 1828 г., в возрасте четырнадцати лет. Публикация случилась годом позже. Любой опытный литератор, заметив незрелость произведения, не сможет не отметить талант юного поэта. Михаил, в момент написания стихов, находился в имении своей бабушки: было лето, и он мог наблюдать за крестьянским тяжёлым трудом. Наблюдения произвели на начинающего стихотворца неизгладимое впечатление, вдохновившее его на написание этого грустного произведения.

К сожалению, стихотворение дошло до наших дней не в полной версии: его окончание оказалось утеряно по причине того, что было написано на следующей тетрадной страничке, которая была кем-то вырвана. В период создания данного произведения одарённого юношу тяготила вынужденная разлука с отцом, а также ссора отца с любимой бабушкой, различные юношеские переживания.

Жанр, направление, размер

Большинство исследователей поэзии Лермонтова склонны относить данное произведение к жанру элегии. Тем не менее, сохранившийся отрывок позволяет воспринимать его, как лирическое произведение описательного характера. Стихотворение по своей литературной направленности относится к сентиментализму (эклогу), так как насквозь проникнуто элегическим настроением. Вместе с тем, в нём заметны черты литературного направления «реализм»: автор изображает отдельные изменения осенней природы.

Произведение юный поэт написал стихотворным размером – четырёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.

Композиция

Композиция произведения – простая линейная. Можно выделить следующие семантические части:

  1. Первая строфа – автор рассказывает о лесе.
  2. Вторая строфа – поэт рассказывает о пахаре.
  3. Третья строфа – автор повествует о звере и месяце.
Читать еще:  Инвертированный сахарный сироп для пчел как приготовить

Понятно, что особого продуманного замысла в подобном стихотворном построении нет. Начинающий автор последовательно описывает нам всё, что смог увидеть – за эпизодом эпизод. Несмотря на это, произведение является полностью самодостаточным и завершённым: заключительный штрих в виде лунного света положен грамотно и уместно.

Образы и символы

Молодой автор в рамках своего раннего произведения, смог создать три полноценно значимых образа:

  • образ осени – этот образ формируется из череды подробностей, таких как: желтеющие листья, контрастные тёмные ели, напоминающие о наступлении особой поры в жизни леса. Мы понимаем, что отныне в лесу стало весьма неприютно: там, где летом отдыхал уставший пахарь, больше нет цветов и солнца;
  • образы ночи и ночного светила – эти образы следует рассматривать совместно. Под серебристым светом месяца тускнеют и исчезают цветные образы дня;
  • образ пахаря – этот труженик больше не стремится найти отдых на остывшей тверди земли. Поэт, в том же ключе, говорит и о звере, озабоченном поиском тёплой норы, находясь на пороге зимы.

Следует заметить, что образ лирического героя отсутствует. Непосредственно сам поэт выступает в роли наблюдателя, перечисляя замеченные им изменения в окружающей природе. Он не окрашивает художественные детали своим личностным отношением к ним.

Темы и настроение

В произведении подняты две важных темы:

  1. Тема осени – центральная. Автор замечает все нюансы природных перемен, описывая особенности осени.
  2. Тема родины – юный поэт подмечает характерные российские черты: пахарь (русский крестьянин) больше не может устроиться на отдых в тени деревьев, так как погода стоит мрачная и промозглая.

Стихотворение передаёт читателям крайне минорное настроение. Мы понимаем: всё вокруг, начиная от растений и заканчивая людьми, замирает с приходом холодов, увядает, уходит в спячку и прячется.

Основная идея

В этом раннем произведении гениального поэта главная мысль заключается в описании смены времени года, передаче эмоций и душевных переживаний посредством пейзажных зарисовок. Пора поздней осени ассоциируется для многих с чувствами печали, тоски и грусти. Такие же эмоции испытывал и сам автор. Он понимал: жизнь циклична, а значит, наступит весна и всё возродится вновь. Пахарь сможет выйти в поле, зверь выберется из своей берлоги, месяц в небе станет ярче светить, позеленеют листья, закончится туман. Но в данный момент времени приходит унылая осень – в душе лирического героя правят грусть и тоска. В этом и заключается смысл произведения.

Средства выразительности

В стихотворении юного автора поэтический язык ещё предельно прост и скуп на средства художественной выразительности. Синтаксис представляет собой сочетание сложных/простых предложений. Среди частей речи преобладают глаголы, передающие осень, как некий природный процесс. Начинающий поэт использует:

  • эпитеты – «отважный зверь», «тусклый месяц», «поникши ели», «мрачная зелень»;
  • метафоры – «месяц поле серебрит», «ели зелень…хранят»;
  • олицетворение – «листья…кружатся и летят»;
  • ассонансы – посредством звуков «О», «И», «Э» автор передаёт меланхолическое настроение осенней прогулки;
  • инверсии – «сквозь туман лишь серебрит».

Источники:

http://pishi-stihi.ru/osen-lermontov.html

http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/osen.html

Осень

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector