Короткие легенды о животных для детей
Задание по окружающему миру (2класс). Рассказать легенду о каком-нибудь животном.
Постаралась подобрать легенды доступные для понимания второклассника, которые были бы ему интересны и просты для запоминания.
Легенды про домашних животных.
Гусь
В космогонических представлениях и соответствующих мифах нередко выступает как птица хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной, снесший золотое яйцо — солнце (образ великого Гоготуна в египетской мифологии).
В ряде языков понятия солнца и гуся передаются сходными языковыми элементами.
В Китае гусь связан с небом, рассматривается как талисман, помогающий любви в браке. У других народов гусь — воплощение святого духа, символ предусмотрительности и бдительности.
В средние века в Европе верили, что гуси являются ездовыми животными ведьм.
В ряде сибирских традиций известен т. н. «гусиный дух», ведавший судьбой.
Легенда о том как гуси Рим спасли.
Много раз нападали на Рим неприятели. В 390 году шла война с галлами. Переправившись через Альпы, Галлы двинулись вглубь Италии и вскоре осадили Рим. Защитники города мужественно отбивали атаки неприятеля. Но вскоре истощились запасы продовольствия, и в городе начался голод. Все, что было съедобно, было съедено. Остались лишь священные гуси, что жили в храме богини Юноны на Капитолийском холме. Много раз подумывали голодные защитники города об этих гусях, но боялись гнева великой богини — покровительницы Рима.
Однажды посреди ночи какой-то шум разбудил одного из воинов. Проснувшись, Марк Манлий (таково было его имя) прислушался: на вершине холма гоготали гуси. Быстро взобрался Марк Манлий на городскую стену и буквально лицом к лицу столкнулся с галлом. Той ночью неприятели тайно предприняли попытку штурма города. Марк Манлий сбросил галла со стены. Падая, враг закричал. Начали падать и другие галлы. От крика и шума гуси загоготали еще громче. Мгновенно пробудились защитники Рима и приступили к обороне города. Галлам ничего не оставалось. Как уйти от стен города. Римляне победили.
Почему корова в Индии священное животное?
В Индии считается, что в каждой корове есть что-то священное. Несмотря на то, что много людей в этой стране голодают, ни у кого их индусов не возникает мысли зарезать и съесть корову. В индийской религиозной книге Махабхарат сказано, что корова, благодаря своей чистоте, дарованной ей высшими силами, обладает возможностью наделить человека счастьем и защитить его от темноты ада. В ведических текстах говорится о том, что место, где находится корова, обладает чистой энергетикой, поэтому этим животным позволено прогуливаться даже по городским дорогам.
Петух
Мифологический персонаж, обладающий, по поверьям многих народов, сверхъестественными способностями. Петух — глашатай солнца, возвещающий начало нового дня. Красный петух является символом огня, отсюда и появилось выражение «пустить красного петуха», то есть устроить пожар. Черный же петух ассоциировался с потусторонним миром. Считалось, что петушиный крик прогоняет «нечистую силу», которая может безобразничать лишь до «первых петухов».
В греческой мифологии петух является атрибутом богини Афины, покровительницы ремесел, так как своим пением он ранним утром поднимает людей на работу. В символике и геральдике петух очень распространен как символ воинственности, независимости, прозорливости. Изображение петуха — бдительного стража — часто помещали на крышах домов, на шпилях и башнях в виде флюгера.
Собака.
На Украине одно из преданий гласит, что собака — оборотень мальчика. Рассказывают, когда Спаситель ходил по земле, то в одной деревне какой-то мальчик особенно преследовал его, бегал за ним и лаял. Спаситель проклял его и обратил в собаку.
В белорусских сказаниях возникновение собаки связано с тем, что «некогда человек был стражем рая, когда же он раз что-то украл, да вдобавок солгал, запираясь, Бог превратил его в собаку, которая теперь двор стережет и брешет».
Во многих преданиях говорится о том, что собака произошла от человека, превращенного Всевышним за прегрешения.
Но существует и прямо противоположное мнение. Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво.
Как собаки спасли Коринф.
Греческая легенда
По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными охранниками. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит, а цитадель спасена, Сотер же получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью “Сотер — защитник и спаситель Коринфа”. В его честь воздвигли мраморный памятник.
Кошка.
В Древнем Египте кошка почиталась не просто полезным, но и священным животным, «добрым гением жилища», хранительницей домашнего очага и была взята под защиту закона. Из-за загадочности, ночного образа жизни, светящихся во тьме глаз, редкостной плодовитости и женственности это грациозное животное было посвящено богине Луны, плодородия и деторождения Баст, или Бастет, изображавшейся с кошачьей головой. За убийство кошки полагалась смертная казнь, иногда отрезали палец или руку. При естественной смерти кошки в доме объявляли траур, все обитатели его обрезали волосы и выщипывали брови, а саму кошку часто бальзамировали и с почестями хоронили на особом кладбище. Большое количество мумий кошек найдено в гробницах фараонов.
Как сиамские кошки охраняли ценные вазы в буддийских храмах.
Сиамские кошки жили в храмах, где они охраняли ценные вазы. Чтобы выполнить это задание, кошки обматывали хвостами вазы и смотрели на них пристально, не отрываясь. Из-за этой позы у них появились загнутый хвост и косые глаза.
Легенды про диких животных.
Лягушки
Восточная притча
Однажды лягушка из океана пришла и прыгнула в колодец. Там её встретила лягушка, всю свою жизнь жившая в этом колодце. Она спросила:
— Интересно, а откуда ты пришла?
— Я пришла из океана.
Колодезная лягушка спросила:
— А он больше, чем этот колодец?
Конечно, в её глазах было недоверие, в её уме — сомнение: как что-то может быть больше, чем этот колодец, где я живу? Океанская лягушка рассмеялась и ответила:
— Очень трудно сказать что-нибудь, так как там нет меры.
Колодезная лягушка сказала:
— Тогда я дам тебе меру, чтобы ты смогла это сделать.
Она нырнула на четверть глубины колодца, одну четвертую пути, и спросила:
— Этого хватает?
Океанская лягушка засмеялась и сказала:
— Нет.
Тогда та нырнула на половину глубины колодца и спросила:
— Этого хватает?
Океанская лягушка снова сказала:
— Нет!
Тогда та нырнула до самого дна колодца и торжествующе сказала:
— Теперь ты не можешь сказать “нет”.
Океанская лягушка сказала:
— Ты можешь обидеться, а я не хочу быть невежливой, но ответ по-прежнему тот же: нет.
Тогда колодезная лягушка сказала:
— Убирайся отсюда, ты, лгунья! Ничто не может быть больше этого колодца!
Лесной голубь
Легенда Майя
Жил на земле один храбрый и сильный воин. Он любил охоту и часто охотился на животных в глухих лесах. Однажды, охотясь, он очутился у какого-то лесного озера и, к своему большому удивлению, увидел прекрасную девушку, плывущую в лодке. Храбрый воин так сильно влюбился в неё, что при любой возможности возвращался к берегу того озера, в надежде хотя бы только увидеть девушку. Но всё было напрасно; всё, что он видел — была лишь водная гладь, отражающая свет солнца.
Так, он решил искать помощи у ведьмы, которая сказала ему:
— Ты никогда не увидишь ту девушку, если только не превратишься в голубя.
— Я только хочу увидеть её!
— Когда ты превратишься в голубя, то никогда больше не сможешь вернуться в человеческий облик.
— Я только хочу увидеть её!
— Если ты только этого и хочешь, то пусть осуществиться твоё желание.
И ведьма воткнула шип в шею храброго воина. И как только она это сделала, молодой человек превратился в голубя. Он взметнулся ввысь и полетел к лесному озеру, там он сел на ветку и стал ждать. Прошло немного времени, и он увидел ту самую девушку, и тогда он подлетел к ней и стал ласкаться. Девушка взяла его в свои руки и, гладя, вытащила шип из его шеи. Ей не следовало делать этого! Голубь умер, уронив голову. Видя это, девушка в глубокой печали воткнула тот же самый шип себе в шею и тотчас превратилась в голубя. С того дня она стала грустить о своём голубе и оплакивать его.
Змея-невеста
Летописцы прошлых лет повествуют о волшебных созданиях, которые могли предстать в различных ужасающих образах: в качестве чудовищных змей или когтистых зверей, покрытых чешуей. Их называли ламиа, и они были наиболее опасны в образе красивой женщины. Хотя они по своей натуре были влюбчивы и искали любви смертных, ламиа представляли собой самую темную сторону волшебного царства.
Однажды в окрестностях Коринфа юноша по имени Люциус встретил женщину такой сверкающей красоты и волнующего очарования, что его сердце в ту же минуту охватила любовь. Она ответила ему ласковым взглядом и стала его возлюбленной. Их встречи были наполнены такой радостью и счастьем, что Люциус решил жениться на ней.
Он приготовил роскошный свадебный пир, но в разгар празднества заметил, что невеста побледнела и готова упасть в обморок. Ее била дрожь, а дыхание больше напоминало тяжелые вздохи. Когда юноша пытался ей помочь, она молча указала на пожилого мужчину, стоявшего среди гостей. Этот человек был воспитателем, преданным наставником юноши. Он, не отрываясь с мрачным выражением, смотрел на невесту.
— Я не хочу, чтобы ты стал жертвой змеи и умер в ее удушающих объятиях, — сказал мудрый наставник.
Крик боли раздался в переполненном гостями зале. Женщина начала извиваться, и на этом месте, где она только что стояла, все увидели мерцание сапфиров, золота и изумрудов – переливалась чешуя свернувшейся кольцами змеи. Мгновение спустя невеста исчезла.
Наставник, однако, слишком поздно распознал угрозу, и, лишенный своей возлюбленной, Люциус умер от тоски, а его свадебная мантия стала ему саваном.
Звездная медведица
Греческая легенда
Давным-давно, в незапамятные времена правил страной Аркадией (горная область в центре Пелопоннесского полуострова) царь Ликаон. И была у него дочь — красавица Каллисто. Полюбила Каллисто прекрасного и могущественного бога Зевса и родила от него сына Аркада. Но жестокая и ревнивая Гера, супруга Зевса, превратила молодую Каллисто в Медведицу.
Пока несчастная блуждала по лесам, подрос ее сын Аркад, стал пастухом и отличным охотником. Однажды на охоте, увидев Медведицу, Аркад поднял оружие, чтобы убить ее. Но тут своевременно появился посланец Зевса и взял их обоих на небо, превратив в созвездия.
Каллисто превратилась в созвездие Большой медведицы. Созвездие Пастуха (Волопаса) расположено на небе рядом. Ярчайшая звезда в нем и называется Арктур (Аркад).
Малая Медведица, согласно одной из легенд — это служанка, сопровождающая Каллисто в ее вечном странствии.
Как лев однажды чихнул
Когда Ной собрал животных для своего ковчега, маленьких кошек еще не существовало. Поэтому после нескольких недель плавания ковчег оказался переполнен грызунами. Не в силах справиться с паразитами, Ной обратился за помощью ко льву — царю зверей. Лев некоторое время поразмыслил, а затем со страшным звуком чихнул. Из его огромных ноздрей появились дюжины маленьких кошек, выглядевших точь-в-точь, как лев в миниатюре. Им удалось сдержать размножение грызунов.
Легенды о животных Алтая
Собрал Афанасьев Владимир Михайлович
В алтайских легендах о животных мы видим почитание окружающего мира.
Иллюстрация Alruna Moonrise.
Легенда о кабарге
У опушки леса, на берегу быстрой реки, жили дед да баба. Никого и ничего у них не было, только одна корова. Дед ночами сказки сказывал, да песни пел. Бабушка шкуры звериные разминала, да деда слушала. И так эти сказки плавно текли, что с высоких камней чуткая кабарга прибегала слушать. Один раз кабарга и днем не удержалась. Спустилась к шалашу, а там казан с молоком стоял. Кабарга половину казана и выпила. Вернулась старуха домой: «Шестьдесят лет в этом шалаше живу, а воров не видывала». От стыда кабарга поднялась на скалы. Но молоко ей так понравилось, что она стала ходить к шалашу каждый день.
Сибирская кабарга. Легенды о животных.
Рассердились старики, казан на колья повесили, высоко над землей. Наутро прибежала кабарга, а казан-то высоко. Стукнула кабарга копытами по казану – казан покачнулся, да и выплеснулось молоко кабарге на спину. Сколько кабарга о камни не терлась, по земле не каталась, белые пятна не стирались. Стыдясь этой отметины, кабарга и теперь к серым камням жмется. И только по ночам выходит она еду поискать. Стыдно ей днем зверям показываться. Еще воровкой обзовут. До сих пор прячется.
Легенда про глухаря
В давние времена птицы улетали в теплые края все вместе, предварительно обговорив день отлета. В очередную осень птицы собрались на совещание по отлёту. Все птицы прилетели на это совещание, кроме глухаря. Ленив он был, да и проспал. Проснувшись, глухарь пошел искать птиц – слишком тихо стало в лесу. Обошел он свой косогор с опушкой леса, и не встретил ни одной птицы. Все птицы улетели в теплые края. Остался на зимовку только он один. Сел глухарь, пригорюнился и заплакал. Плачет и глаза лапой трет. Трет, трет и плачет. До того натер глаза, что они стали у него красные. Так и остался глухарь с красными глазами.
Легенда о кукушке
В давние времена алтайцы птиц не обижали, о них пелись песни, складывались сказки, былины, легенды. Вот одна из них…
Когда это было? Очень давно… Тогда птиц алтайские народы боготворили. А старики до сих пор считают кукушку (кююк) птицей-мученицей. Когда-то кукушка была женщиной. Жила она бедно, но ее спасало трудолюбие. Все силы она отдавала трем своим детям. А дети росли непослушными, мать свою не уважали. Однажды она тяжело заболела. Послала одного сына за дровами. Он не пошел. Послала другого – тот убежал. И третий не послушался мать, отмахнулся от ее просьбы. Заплакала мать и сказала: «Лучше бы я птицей стала, улетела бы от вас…» Сказала в отчаянии, без умысла, а вдруг и правда превратилась в кукушку…
Вспорхнула и полетела в дымоход – дыру юрты. Один сын успел, схватил ее за ногу. Но в руках его остался только обувок, а кукушка улетела. Так и живет теперь она без дома, одна нога ее черная – в «обувке», другая светлая – «разутая». И яйца подкладывает в гнезда других птиц, чтобы самой не мучиться, не кормить птенцов. И столько отчаяния в ее «ку-ку» весной и в начале лета слышится.
Вот такая грустная легенда. Но к сведению успевших загрустить: кукушка – самка не умеет кричать никак. Она всегда молчит. «Ку-ку» – это призыв самца. И чем дольше раздается «Ку-ку, ку-ку», тем «привередливее» попалась невеста. Так что не грустите долго, если услышите его (не её!) голос и улыбнитесь весне!
Легенда о кедровке
В густой непролазной тайге, среди бурелома жил старый медведь Жизнь научила его быть запасливым, и у него постоянно были орешки. Как-то раз над жильем медведя пролетала огромная черная птица. Она была очень голодна, так как в лесу зимой не стало пищи. Птица сверху увидела вороха кедровых шишек у медведя. Птица знала, что запасливый медведь не поделится с ней шишками, и пошла на обман.
Птица кедровка в легенде о животных.
Она опустилась на землю и говорит медведю: «Хочешь, я покажу тебе место, где столько орехов, что тебе хватит на всю твою оставшуюся жизнь». Медведь поверил птице и скорее побежал в ту сторону, куда указала птица. А хитрая птица тем временем склевала весь медвежий запас кедрового ореха. Кружил, кружил по тайге медведь и не нашел ни птицы, ни ореха. Кое-как добрел медведь до берлоги, а там одни пустые шишки. Разозлился медведь на птицу за такой обман и воровство и проклял ее.
И в ту пору из красивой черной птицы сделалась маленькая серая птичка. Иногда в пении этой птички слышится: «Хо-о-чешь орешки-и». Это кричит кедровка.
О летучей мыши
Летучая мышь раньше и днем летала, и ночами быстро бегала. Сейчас мышь бегать совсем перестала и днем ее летящей редко увидишь. Старая сказка так гласит.
Раньше все звери и птицы дань платили. Летит мышь как-то, а навстречу ей ястреб. Ястреб и говорит: «Почтенная мышь, я тебя три года ищу. Все птицы дань заплатили, только ты осталась». Мышь и отвечает: «Смотри, разве я птица?» – спустилась в траву и побежала. Ястреб так и ни с чем улетел.
Прибежала мышь к холмам, а там её дожидается лиса: «Добрый день, мышь. Я тебя седьмой год ищу, все звери дань уплатили, ты только осталась». Мышь и отвечает: «Смотри, разве я зверь?» – расправила крылья и улетела. Лису ни с чем оставила.
С того времени, боясь лисы, летучая мышь бегать совсем перестала: от страха у нее ноги отсохли. И летать она тоже не смеет – ястреба боится. Вот и видим мы иногда поздним вечером летучую мышь. И лиса спит, и ястреб не летает.
Все легенды Алтая
- Горы Алтая
- Гора Белуха
- Гора Бабырган
- Талдинские пещеры
- Реки Алтая
- Реки Катунь и Бия
- Озера Алтая
- Озеро Ая
- Телецкое озеро
- Целебные источники
- Богатыри
- Добрые духи
- Злые духи
- О сёлах
- О курганах
- О деревьях
- О разном
Отзывы и комментарии (2)
Как интересен наш окружающий мир! И какие легенды о животных короткие оказались и не страшные! Скорее для детей. Но все равно люблю Алтай!
А мне понравилась легенда о летучей мышке.
По теме
Белые лебеди на Алтае зимой
Белые лебеди кликуны на Алтай прилетают на зимовку на озеро Светлое с Севера
Питомник зубров на Алтае
Питомник зубров расположен в Горном Алтае у села Черга, посетите питомник посмотрите зубров, этих неповоротливых и неуклюжих гигантов
Петроглифы Алтая
Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств рассказывает о том, что Алтай – колыбель многих древних народов Центральной Азии
Короткие легенды о животных для детей
Навигация по сайту
О животных
Легенда говорит о том, что Медведь произошел от человека. Жили два брата, рассорившись, старший брат ушел в лес, надев шубу наизнанку, находился там так долго, что шуба приросла к нему и стала представлять поверхность кожного покрова. Он не стал появляться к человеческому очагу, но приносит вред животным и пасеке. Человек наказал его чтоб он 6 месяцев в году не питался, а спал. Медведь не нападает на человека, а человек считаясь с ним как с собратом не называет его прямым именем «айу», а называет «ерекеня «абай», «кайракан» якобы, чтоб не обидеть его, называй прозвищами (дедушка, уважаемый, величественный).
Медведь раньше был настоящим сыном бога, крепким богатырем. Любил отец-бог сына-силача. Из любопытства вопреки воле отца Медведь спустился на землю. За ослушание был наказан отцом-богом: покрыт шерстью и превращен медведя.
Барсук в лесу встретил Лисицу и говорит ей:
– Посмотри, какой я красивый, и шубка у меня меховая иная. Я полненький, умею хорошо ориентироваться в лесу, у меня нюх хороший.
– Хоть и красивый, а заботу-то о своих детях проявляешь, приносишь им что-нибудь поесть с охоты?
Барсук подумал: правильно, детей кормить надо, пойду ка я на охоту. Вышел на опушку леса, видит пасется марал. Барсук, оскалив зубы, нацелился на марала. Марал заметил Барсука и говорит:
– Что ты смеешься, что ты оскалил зубы на меня? Ты мной не шути. Игра всегда имеет плачевный конец.
Барсук не принял слова марала во внимание и решил продвинуться ближе к нему. Подойдя к зверю с оскаленными зубами, Барсук схватил за ноги марала. Марал ловко лягнул копытами барсука и попал прямо в лоб. После заживления раны на лбу Барсука осталось белое пятно. Вот почему Барсук имеет белую отметину на лбу.
ПОЧЕМУ КАБАРГА ОБИТАЕТ В СКАЛАХ (Тоорго)
Кабарга и Лось встретились и заспорили, у кого густой шерстный покров (у кого много шерсти). Стали считать друг у друга волосы шерстного покрова. Лось думал: коль он по величине больше, у него волос должно быть больше. Когда сосчитали, оказалось, что у Кабарги волос больше. Лось обиделся «что он проспорил зверьку величиной с большой пале и пустился бежать в поле, а кабарга убежала в скалы. С те пор кабарга живет в скалистой местности, а лось пасется на лугу в предгорье.
КОРОВА И ОЛЕНЬ (Нек ле Сыгын)
Легенда эта свидетельствует о том, что олень произошел от коровы. Было что так: Женщина села доить корову. Подошел к ней человек и говорит: «Я испугаю твою корову и она превратится в оленя». Женщина говорит: «Не делай этого, я останусь без кормилицы». Но этот человек все-таки сделал, что хотел. Корова превратилась в оленя и побежала. Хозяйка успела ей вслед плеснуть молока. Молоко попало на холку коровы. На этом месте образовалось белое пятно — признак того, что олень произошел от коровы,
КОРОВА И ЗВЕЗДЫ (Нек ле шатан)
В старину корова и конь водились вместе, считались родственниками. Однажды паслись на лугу корова и конь. Спасаясь от оводов решили спуститься в тень в долину. Вдруг корова спросила:
– А что там лежит?
Конь повел взглядом и увидел на дне темного оврага спокойно паслось созвездие Юлгер (созвездие Плеяды).
– Не мычи, пока эти звезды спят, придавим их копытами к земле, – ответил конь.
– Я первая увидела, я первая наступлю, заспорила корова.
– Стой! Не глупи! Твои копыта меньше моих, твои мышцы слабее моих, ты эти звезды не удержишь. Но корова не послушалась коня и прыгнула на созвездие всеми четырьмя копытами. Встрепенулись звезды, зашипели. Пополам треснули копыта коровы и через эти щели созвездие Юлгер с тех пор взнеслось со дна оврага на дно неба.
Заржал конь и сказал:
– Взгляни на свои ноги, они как вилы. Мы теперь не родня. С того времени корова стала парнокопытной. А созвездие Юлгер с тех пор не сыщешь летом ни на небе, ни на земле. Летом это созвездие прячется от копытных животных в зыбком болоте.
Жила-была в лесу лиса. На макушке ивы заметила сорочье гнездо. Лиса стала приходить к ней и требовать от сороки птенцов, грозя, что заберется на иву и разорит гнездо. Вдруг появился медведь. Увидев сороку спрашивает:
– Почему плачешь, сестричка.
– Моих птенцов постоянно требует лиса. Двух птенцов уже съела. Говорит, что влезет на дерево и разорит гнездо
– Ты не верь лисе, она на дерево лазить не может, она только грозит, а ничего не сможет сделать. Не бойся лису, – сказал медведь и ушел. Лиса опять пришла, к сороке, а сорока лисы не испугалась. Лиса узнав, что подучил медведь, пошла искать его. Догнала медведя и спрашивает так ласково:
– Куда идешь, Миша?
– Да иду себе вперед, где ночь застанет, буду ночевать.
– Пойдем, я знаю хорошие места для ночлега, заночуем у костра, вдвоем веселее.
И пошли вдвоем. Нашли хорошее место на горе, на скалах, развели костер, легли по обеим сторонам костра: лиса легла подальше от края скалы, к. сторону горы, а медведя уложила у кромки скалы. Медведь заснул. Лиса встала, палкой расшуровала костер и закричала:
– Двигайся дальше, двигайся дальше, золотая шерсть твоя сгорает. Медведь подвинулся к краю скалы и слетел. Только загремело. Когда лиса утром встала, кругом мясо, кругом разбрызганный медвежий жир, кругом медвежье сало. Лиса всего этого наелась-напилась, насытившись пошла. Так отомстила медведю за то, что он дал добрый совет сороке. Так погиб доверчивый медведь. Как в человеческом обществе. За малейшее недовольство готовы друг другу горло перегрызать, умертвить и над ним же потешаться.
ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫЕ СЧИТАЮТ ЗЛЫМ
Волк хищное животное, людям он приносит зло, беды. Поэтому люди отзываются о нем самыми неприятными словами. Он даже за добро не умеет платить добром. Однажды к шалашу охотника прибежал волк и просил спасти его, что если он останется жив, то принесет охотнику пользу. Охотник волка – в мешок и подвесил на сук дерева. Прибежали гонцы за волком стали допытываться, куда девал волка. Охотник ответил, что не видел его.
– Ну, смотри, сказали охотники за волком, волк на тебя нападет, не обижайся.
Спаситель волка выпустил его из мешка он и говорит:
– Когда один делает добро, другой делает зло. Я тебя съем.
– Что ты, что ты, взмолился охотник, давай пойдем, спросим у людей, кто из нас сделал добро, а кто зло, если я сделал зло, тогда воля твоя. Вот отправились. Навстречу еще один охотник.
Спаситель волка спрашивает у встречного:
– Я спас волка. Я сделал добро или зло?
– Ты сделал зло, ты зачем волка спас? Он тебя сейчас задерет, его воля. Пошли дальше.
Встречается лошадь. Охотник, спасший волка, спрашивает у лошади:
– Я спас волка. Я сделал добро или зло?
– Люди злые, плохие. Пусть съест тебя волк. На мне ездили, ездили, а потом прогнали, я зимой хожу по полю без крова и пищи.
Дальше пошли. Навстречу корова. Охотник спрашивает:
– Я спас волка. Я сделал добро или зло?
– Пусть тебя ест волк. Хуже человека на земле никого нет. Мое молоко доили, кормились люди, а теперь прогнали со двора, вот хожу, ищу себе корм, зимой без крова, спрятаться от мороза негде.
Дальше пошли. Навстречу овца. Охотник спрашивает:
– Овца, скажи правду. Я спас волка. Я добро сделал или зло?
– Человек очень вредный, он делает зло. Мою шерсть всю остригли, а меня прогнали, я хожу в такую стужу без шубы, мерзну, пригреться негде. Человека пусть волк задирает.
Дальше пошли. Навстречу лиса. Охотник обращается лисе и говорит:
– Лиса, лиса скажи, кто из нас прав: я зло сделал или добро, спасая волка. Лиса и говорит:
– Человек самый вредный на земле, его надо съест волку. Я все время хожу, дрожу, боясь человека. Волк оскалил зубы и пошел на человека, чтоб схватить его и задрать
Однако лиса говорит: – Постойте, я спрошу одну вещь.
– Ты как волка спас, – спрашивает, обращаясь к охотнику.
– Я спрятал его в мешок, завязал его и повесил на дерево.
– Я не совсем поняла, покажи, как это ты сделал.
Охотник посадил волка в мешок.
– Ну, в мешок посадил, а мешок-то завязал?
– Завязал, – отвечает охотник.
– Показывай, как завязал. Лиса и говорит:
– Чего ты этого волка водишь за собой, искать правду бей его в мешке палкой, убей да шкуру сними. То что человек плохой, то он плохой, но дурака подобного тебе нет.
Лиса быстро поняла, что можно мясом полакомиться. Охотник убил волка, снял шкуру, а мясо досталось лисе. Так собратья и поедают друг друга, – подумал охотник. Так лиса из-за своей корысти спасла охотника.
Бобер небольшой зверек с очень хорошим темно-коричневым мехом. Он живет в воде, строит мосты, домики, роет под водой норы. Теплая непромокаемая шуба позволяет ему зимой и летом быть в воде. Но зверь очень забывчивый. Он может строить мост и оставив работу уйти валить лес или строит домик. Иногда задумается и может на задних лапках сидеть часами. Люди сравнивают забывчивого человека с бобром. Называют его «Кумдус», «Забывчив как бобер», «Кум дус ушь ундушьак».
Это зверек величиной с собаку, имеет хороший мех. В легендах говорится, что росомаха живет под тополем «бай терек тезинде». Когда охотника послал хан убить росомаху и принести клыки росомахи, для поделки тагана, росомаха без спора охотнику отдает свои клыки. Но росомаха известна среди людей тем, что она испускает очень ядовитый воздух это его спаситель. В народе говорят, что если росомаха испортит воздух, то позеленеет земля. Охотник знает, что росомаха очень душной зверь, но полезный для человека он дружит с человеком.
ПОЧЕМУ У ЗАЙЦА ГЛАЗА КОСЫЕ
Заяц живет в лесу среди крупных и мелких зверей. Боится хищных зверей и птиц; волка, лису, беркута, филина и т. д. Зимой заяц на лугу имеет тропы, по этим тропам бегает ни один заяц, а сбегаются па игрища много зайцев. Зайцы трусливые хвастунишки. Как бы не резвился заяц в лесу или на лугу, всегда остерегается. Летом от хищников прячется в серой шубке в траве, а зимой в белой шубке прячется в снег. От того, что заяц постоянно в страхе бегает и смотрит в оба, v него оба глаза смотрят в разные стороны и постоянно крутятся. Поэтому у зайца глаза косые.
Сурок в древности был метким стрелком, соперничал с богом. Бог спросил сурка, попадет ли тот из лука в созвездие Плеяды. Стрелок с закрытыми глазами сбил все звезды, но бог незаметно поместил на место сбитой звезды новую и выиграл пари. От стыда стрелок покрылся шерстью и зарылся в землю. Появляется на свет только тогда, когда нет поблизости людей.
ПОЧЕМУ ДЪЕЛБЕГЕН НЕ ЖИВЕТ НА АЛТАЕ
Жил в лесной сторожке дед. Он жил один, охотой добывал себе пищу. Вдруг однажды к нему пришел Дьелбеген – лесное чудище.
– Здравствуй, старик, – поприветствовал Дьелбеген.
– Добрый день, добрый день, – приветливо ответил старик.
Старик начал разговор с гостем, приготовил чай, угостил его. Дьелбеген обрадовался гостеприимству и пригласил старика к себе в гости. Старик долго разгадывал, зачем приходил Дьелбеген к нему и для чего пригласил к себе. Но решил сходить в гости. Пришел старик к Дьелбегену. Тот обрадовался, пригласил старика в свой дом, угощает. Упросил старика остаться ночевать. Подумал старик и раскусил Дьелбегена, но ночевать остался. Уложил старика спать на пол, а сам Дьелбеген улегся на своей лежанке. Когда крепко заснул хозяин дома, старик поднялся, вышел на улицу, затащил еще днем присмотренный продолговатый большой камень и положил вместо себя и укрыл, а сам спрятался за печь.
Прошло немного времени, поднялся Дьелбеген, взял свой меч, подошел тихо к спящему «старику» и рубанул: меч сломался пополам. Дьелбеген от досады – вскрикнул, но был уверен, что завтрак готов. Лег и спокойно уснул. Старик вышел из-за печки, вынес камень на место, лег и уснул. Старик утром встал раньше, чем хозяин и сидит, курит. Дьелбеген поднялся и был очень удивлен, что старик жив. Не подав вида, Дьелбеген спросил:
– Как спал, старик? Какие сны видел?
– Особо и сны не видел, но ночью мне показалось, что кто-то меня коснулся или ударил, но я не обратил внимания и не поднимаясь спал. Дьелбеген промолчал, но вежливо проводил старика домой. Старик пригласил к себе в гости Дьелбегена. А сам старик, придя домой стал готовиться к встрече Дьелбегена нашел в лесу скрипучее дерево, срезал чурку и принес домой, сделал большую колотушку из дерева и ждет гостя. Явился1 гость. Старик сел на чурку из скрипучего дерева, рядом положил колотушку. Дьелбеген сел, завел разговор. Старик пошевелился на чурке, дерево заскрипело.
– Это я нащупываю сердце земли, оно так скрипит.
Дьелбеген идет к выходу. Старик опять пошевелился на чурке, дерево заскрипело.
– А это что? — спрашивает Дьелбеген.
– Это сердце земли скрипит, я силы набираюсь тебя побить.
– Нет, нет, я ухожу домой. Ты меня! не знаешь, я тебя не знаю, – говорит Дьелбеген, вышел и побежал. Старик вслед ему крикнул.
– Иди, иди да больше сюда не приходи, а то покалечу.
С тех пор Дьелбеген не живет на Алтае, покинул эти земли.
Заспорили между собой лошадь и змея: кто из них движется быстрее. Услыхала об этом Мать-Земля и сказала:
– Условия спора пусть будут таковыми, кто в течение семи дней выстоит на ногах, тот будет победителем.
Лошадь встала у коновязи и закрыла глаза. А змея выпрямилась, подняла голову, опершись на лопух, тоже замерла. Пошел отсчет времени. Солнце всходит и заходит, а лошадь все стоит, не шелохнувшись, а змея искривила свой стан, шелохнулась и повалилась на землю. Лошадь выстояла и выспорила пари, стала победителем.
С тех пор лошадь и змея затаили друг на друга неприязнь. Змея поклялась убить лошади своим ядом, а лошадь сказала, что змея получит смерть от ее копыт. Так и есть: от укуса змеи лошадь погибает, а если на змею наступит лошадь, змея не выживет, даже, если лошадь в быстром беге змею легко ударит копытом, для змеи – смерть.
Лошадь и змея так и живут, не примирившись, до сих пор.
Источник:
Кандаракова Е.П. Легенды Северного Алтая / Екатерина Павловна Кандаракова. – г. Горно-Алтайск, 1994.
Источники:
http://playroom.ru/zadanie-po-okruzhayucshemu-miru-2klass-rasskazat-legendu-o-kakom-nibud-zhivotnom/
http://myaltai.ru/culture/legendy-zhivotnye
http://www.sites.google.com/a/altaiway.com/altaiway/mify-i-legendy/animals