Как люди используют живую и неживую природу: организмы это окружающий

“Как человек использует богатства природы”

Тема: «Как человек использует богатства природы».

Цели: продолжить работу по углублению представлений учащихся о природных богатствах и их использовании на благо людей; выявить значение природы для человека; воспитывать бережное и экономное отношение к ее богатствам; развивать интерес к предмету и самостоятельному получению информации о родном крае.

Оборудование: 1. Слайды с изображение добычи полезных ископаемых и природных богатств.

2. Коллекции: уголь, нефть, газ, руд.

3. Женские украшения из природных богатств: кольца, серьги, бусы.

4. Карточки со словами: природа, живая, неживая, трава, деревья, птицы, звери, солнечный свет, ветер, течение рек, почва, вода, возду , рыбы , грибы , ягоды , подземные кладовые .

5 . Рисунки учащихся на тему «Правила поведения в природе».

I . Оргмомент. (Слайд №1)

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг … (природа)

(Слайд № 2 «Как человек использует богатства природы»)

Прочитаем тему урока.

II . Актуализация знаний.

– Что такое природа? (Все, что нас окружает и не создано человеком.)

– На какие группы мы ее подразделяем? (Живая, неживая.)

Составьте схему из карточек. (У доски работает один ученик. Ему предлагаются карточки со словами: природа, неживая, живая.)

На доске должна получиться схема:

Природные богатства очень разнообразны.

2). Работа у доски со слайдом № 3.

– Покажите на слайде природные богатства.

(Живые: растения, животные. Неживые: почва. вода, воздух, полезные ископаемые. Силы природы: солнечный свет, течение рек, ветер.)

3). Работа в учебнике на с. 33.

– Разгадайте кроссворд в оранжевой рамке. (Работа в группах.)

Коллективная проверка. (По слайду учащиеся одной из групп озвучивают кроссворд.)

III .Работа по теме урока.

– Как человек использует эти природные богатства?

а). Воздух и его сила: человек дышит, плавает на парусных лодках, занимается воздухоплаванием, создает ветряные мельницы, вырабатывает электроэнергию.

б). – Как используется человеком вода?

(Человек ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, купается. Использует для полива растений, изготовления бумаги, выпечки хлеба, разведения рыб, движения судов.)

– Пресной воды в мире очень мало, и ее надо беречь!

– Как мы можем с вами бережно к ней относиться?

(Закрывать прочно кран, чистить зубы, используя стакан.)

в). Поговорим о подземных кладовых – полезных ископаемых.

(Индивидуальные, заранее подготовленные рассказы учащихся о нефти, газе, угле.)

Ветер дует нам в лицо.

Ветерок все тише, тише –

Деревцо все выше, выше.

(Учащиеся имитируют движения руками.)

– Какое значение для жизни человека играют домашние животные и культурные растения?

Вывод: растения и животные – все это живые природные богатства.

– Перечислите все богатства природы, с которыми мы познакомились.

YI . Самостоятельное применение знаний.

Учебник – тетрадь с. 34 – 35.

Работа по группам.)

1 гр. Найдите природные богатства, которые использует только человек.

2 гр. Соедините вещи с природными богатствами, из которых они получены.

3 гр . Нарисовать в пустых клетках предметы, которые есть в классе.

4 гр . Расскажите, какие природные богатства помогли Лене и Мише стать здоровыми и сильными за время летних каникул.

(Выслушивание капитанов и анализ их выступления.)

– Что вы можете рассказать о своем отдыхе и оздоровлении?

– Покажите на слайде природные богатства, которые помогли вам летом укрепить здоровье.

(Работа у доски со слайдом №11 )

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой. душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой.

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим. (Воздух.)

– Без чего еще невозможна наша жизнь?

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать? Без воды.)

Учитель: «Летом ежегодно надо загорать и купаться в реке. Это помогает закалить и оздоровить организм.»

Чтение вывода в оранжевой рамке на с. 35.

Читать еще:  Закон о перевозке животных в общественном транспорте — провоз собак в автобусе межгород

Заключительное слово учителя.

(Вернуться к показу слайда № 1.)

Мы живем в огромной стране – России. Она богата своими многочисленными запасами полезных ископаемых, пресной воды, растительным и животным миром. Небо, воздух, водоемы, растения и животные – все это нуждается в нашей заботе. Мы должны бережно относиться к природе.

Конкурс между группами.

(Каждая команда представляет рисунки о правильном поведении в природе.

Ученик читает стихи.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету:

Ведь другой на свете нету!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 957 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 51 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 75 человек из 33 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Гапичева Наталия АлексеевнаНаписать 1324 06.12.2019

Номер материала: ДБ-842360

  • Окружающий мир
  • 1 класс
  • Конспекты
    15.11.2019 64
    05.11.2019 363
    28.09.2019 263
    24.09.2019 58
    29.08.2019 131
    27.08.2019 116
    12.08.2019 67
    06.07.2019 97

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков

Время чтения: 1 минута

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы

Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Читать еще:  Какую пользу приносит собака

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • растения;
  • рыбы;
  • водоросли;
  • паразиты;
  • микробы.

Объекты неживой природы

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Читать еще:  Земляника лесная фото и описание – клубника настоящая

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету “естествознание” полностью посвящен этой теме.

Как люди используют живую и неживую природу: организмы это окружающий

Природа – это все, что нас окружает. Жизнь человека зависит от природы. Для жизни человеку нужен воздух, еда, вода, тепло и солнечный свет. Растения и животные обеспечивают человека необходимыми для жизни веществами.

Вопросы по иллюстрации:

В древности человек полностью зависел от природы, но затем он научился обрабатывать землю, разводить растения и животных, обеспечивать себе комфортные для жизни условия.

Человек преобразует природу. Он научился преобразовывать энергию из одной формы в другую, строить машины и механизмы, повышающие возможности человеческого организма во много раз.

Но подчинить себе природные явления пока человеку не под силу. Стихийные бедствия наносят большой ущерб жизни и хозяйственной деятельности человека.

Человек — часть живой природы, он живёт в природ­ной среде, берёт из неё необходимые для жизни пищу, воду, воздух. Человек и природа — одно целое.

Естествознание – науки о природе. Естественными науками считаются: математика, физика, химия, биология, науки о Земле, науки о человеке как социально-биологическом существе.

Это такие дисциплины, которые занимаются изучением человека, его здоровья, а также всей окружающей среды: почвы, атмосферы, Земли в целом, космоса, природы, веществ, составляющих все живые и неживые тела, их превращений.

Естественными науками называют науки о естестве, то есть о природе. Неживую природу и её развитие изучают астрономия, геология, физика, химия, метеорология, вулканология, сейсмология, океанология, геофизика, астрофизика, геохимия, и ряд других. Живая природа изучается биологическими науками (палеонтология изучает вымершие организмы, систематика – виды и их классификацию, арахнология – пауков, орнитология – птиц, энтомология – насекомых).

Методы исследования естественных наук

Прежде чем остановиться на методах исследования, которыми пользуются рассматриваемые науки, следует обозначить объекты их изучения. Ими являются:

  • человек;
  • жизнь;
  • Вселенная;
  • материя;
  • Земля.

Каждый из этих объектов имеет свои особенности, и для их изучения необходимо подбирать тот или иной метод. Среди таковых, как правило, выделяют следующие:

  • Наблюдение – один из самых простых, эффективных и древних способов познать мир.
  • Эксперимент – основа химических наук, большинства биологических и физических дисциплин. Позволяет получить результат и по нему сделать вывод о теоретической основе.
  • Измерение – используется для оценки параметров конкретных объектов живой и неживой природы.
  • Анализ – мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
  • Синтез – объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.
  • Обобщение – процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения : «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».
  • Абстрагирование (идеализация) – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования.
  • Индукция – процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему.
  • Дедукция – процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением.
  • Аналогия – вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках.
  • Моделирование – воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели. Модели могут быть реальными (материальными), и идеальными (абстрактными).
  • Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей.
  • Логический метод – это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного.
  • Классификация – это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам.

Также существуют самые последние, современные методы исследований, которые применяются в физике, химии, медицине, биохимии и генной инженерии, генетике и прочих важных науках. Это:

  • электронная и лазерная микроскопия;
  • центрифугирование;
  • биохимический анализ;
  • рентгено-структурный анализ;
  • спектрометрия;
  • хроматография и прочие.

Источники:

http://infourok.ru/kak-chelovek-ispolzuet-bogatstva-prirodi-3987585.html

http://fb.ru/article/304345/svyazi-jivoy-i-nejivoy-prirodyi-vzaimosvyaz-jivoy-i-nejivoy-prirodyi

http://light-fizika.ru/index.php/6-klass?layout=edit&id=125

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: