К какой группе растений относится трава: травянистый кустарник
Какие бывают растения (2 класс) – группы и виды по окружающему миру
Растения можно встретить в любой точке земного шара: в жарких пустынях, высоко в горах, в лесах и лугах, в топких болотах и даже на Северном полюсе. Разнообразие их очень велико, и каждое растение уникально и неповторимо. Рассмотрим, какие бывают растения, и чем они отличаются между собой.
Основные группы растений
Все растения, независимо от их размеров и места обитания, устроены одинаково, и имеют общие части: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Но отличий гораздо больше, и прежде всего, это относится к внешнему виду. Все растения можно разделить на 3 основные группы:
- Деревья
Дерево – это многолетнее растение с одним большим стволом (стеблем), покрытым корой. От стебля отходит множество ветвей, на которых растут листья, распускаются цветы и растут плоды.
Высота деревьев может быть очень разной – от 2 до 100 м. Среди деревьев встречаются настоящие долгожители, которые живут не одну сотню лет.
Деревья, в свою очередь, бывают двух видов: лиственные (береза, дуб, клен) и хвойные (ель, сосна, кедр).
Какие-то деревья растут вверх, а какие-то – вширь. Самым «толстым» деревом на планете является баобаб. Вырастает это дерево не слишком высоким, но диаметр его ствола просто огромен и может достигать 9 м! Кроме того, баобаб – настоящий долгожитель, и может жить до тысячи лет.
- Кустарники
У кустарников вместо одного большого ствола есть несколько тонких и мелких стволов. Размеры их более скромные, и редко какой кустарник достигает 5-6 м. В лесах они образуют подлесок – один из нижних ярусов.
К этой группе растений относится боярышник, можжевельник, крыжовник, смородина.
У травянистых растений нет крепкого ствола – их стебли мягкие и гибкие. Травы не живут долго – с наступлением первых холодов их листья и стебли отмирают, потому что не приспособлены к зимним морозам.
Эта группа растений – самая распространенная: травянистых растений на земном шаре гораздо больше, чем кустарников и растений.
Среди трав есть настоящие гиганты, способные достигать 30 м в высоту. Это бамбук – одно из самых быстрорастущих растений на земле: за одни сутки эта трава может вырастать до 75 см. Бамбук не только очень высокое и быстрорастущее растение, но и очень крепкое. В древности из него изготавливали мечи, которые ни в чем не уступали стальному оружию.
Культурные и дикорастущие растения
Все растения можно разделить и по другому признаку: растут они в дикой природе или за ними ухаживает человек.
- Дикорастущие растения – это травы, кустарники и деревья, которые растут сами по себе в лесах, лугах, и не нуждаются в специальном уходе.
- Культурные растения – те, которые специально выращивает человек, за которыми он постоянно ухаживает. Это необходимо, чтобы получить высокий урожай зерна, овощей или фруктов.
Помимо дикорастущих и культурных растений, есть еще одна отдельная группа – комнатные растения. Их выращивают в декоративных целях, чтобы украсить помещение. К комнатным растениям относятся драцена, фикус, кактус, азалия и многие другие.
Что мы узнали?
По программе окружающего мира за 2 класс мы узнали, какие группы растений бывают, что их объединяет, и чем они отличаются между собой. По теме этого урока были рассмотрены различные виды растений, мы узнали, какие бывают комнатные растения по окружающему миру, и для чего их выращивают.
Классификация травянистых растений
Классификация травянистых растений — наш обзор. Дикорастущие травы относятся к четырем отделам растительного царства — цветковые (покрытосеменные), плауновидные, хвощевидные и папоротникообразные. Нередко последние три отдела включают в один сборный под названием папоротниковидные. Формирование представителей этих отделов происходило в разных климатических условиях и экологических системах.
Так, огромное количество травянистых растений появилось в тропических и субтропических лесах. Насекомые сыграли большую роль в происхождении и эволюции цветка.
Классификация травянистых растений
Классификация травянистых растений
Отдел папоротникообразные объединяет около 10 000 видов растений, распространенных по всему земному шару. Они различны по внешней форме, строению и размерам. Папоротники тянутся к свету, поэтому обычно произрастают рядом со стволами каких-либо деревьев.
Представители этого отдела, как и двух последующих, не имеют цветков. Они размножаются спорами, которые разносятся ветром (папоротник мужской). Многие виды, произрастающие в зоне экватора, поселяются на соседних растениях, но при этом не паразитируют на них.
К отделу хвощевидные принадлежат корневищные многолетние травянистые растения. К типичной группе в составе данного отдела — семейству хвощовых — относится род хвощ. В природе хвощи встречаются в виде клонов растений, но обязательно рядом с водой или в местах с превышенным содержанием влаги в почве (хвощ полевой). Стебли многих представителей шероховаты на ощупь, их высота колеблется от 5 см до нескольких метров. Хвощи довольно обильно распространены на Земле.
Плауновидные относятся к высшим растениям, населяющим нашу планету. Представителями данного отдела являются многолетние травянистые растения, объединенные в классы плауновых и шильниковых. Плаунами называются вечнозеленые растения, имеющие прямостоячие или лазающие побеги, густо покрытые узкими чешуевидными листьями. Для всех растений данной группы характерны два вида произрастания — подземное и надземное (плаун булавовидный). Плауны отличаются от более простых видов хорошо развитой водопроводящей тканью.
Отдел цветковые растения подразделяется на классы двудольных и однодольных, различаемых между собой по строению представителей. Всего покрытосеменные, являющиеся самым большим отделом растительного царства, насчитывают более 390 семейств и свыше 350 тыс. видов.
Центральным порядком двудольных являются камнеломковые, объединяющие 20 семейств. Среди этих растений преобладают травы, в основном многолетние, высотой всего от нескольких сантиметров до полутора метров. Одним из самых многочисленных по количеству видов родом является камнеломка.
Среди других важных представителей отдела — семейство розоцветных, которое объединяет растения преимущественно с простыми или сложными очередными листьями. Многие представители данного семейства культивируются в качестве декоративных.
Семейство пасленовых содержит около 90 родов и более 2500 видов.
Классификация травянистых растений — среди всех семейств цветковых особое положение занимают злаки. К ним принадлежат основные пищевые растения: пшеница, рис, ячмень, рожь, кукуруза, а также и многие другие известные зерновые культуры. Известно 650 родов и до 10 000 видов этого семейства, которое считается наиболее многочисленной группой класса однодольных.
Для зерновых характерна равномерность их распространения по земле. Злаки нетрудно узнать по внешнему виду, поскольку они имеют членистые стебельки с хорошо развитыми узлами, а их листья всегда располагаются поочередно и почти всегда двурядно. Цветки растений приспособлены к опылению ветром. Количество колосков может варьировать в пределах 30.
Другое известное семейство однодольных получило название лилейных, а его представители являются преимущественно лекарственными растениями. К ним относятся лук, чеснок, черемша, алоэ, ландыш и другие виды. Всего это семейство включает в себя 4000 разновидностей. Впрочем, не менее известны и декоративные травянистые растения в пределах данного семейства, в частности тюльпаны, рускусы, аспарагусы, гиацинты и, конечно, лилии, в честь которых было названо семейство.
Конспект урока по окружающему миру “Деревья, кустарники, травянистые растения”
“Деревья, кустарники, травы”
Тема: Деревья, кустарники, травы.
Цель: 1.Научить различать и классифицировать по внешним признакам в природном окружении и окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения.
· Знать понятия «дерево», «кустарник», «травы», «лиственные и хвойные растения».
· Уметь сравнивать стебли растений, различать их по форме, приводить примеры деревьев, кустарников, трав, сравнивать ель, сосну, приводить примеры хвойных и лиственных деревьев, пользоваться справочником.
· Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, трава
· Расширить и углубить исходные представления о природных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности.
Формы организации урока:
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, разгадайте ребус. (Слайд 1)
· Что относится к природе?
· Что не относится к природе? (что сделал человек)
· Природа бывает…? (живая и неживая)
· Назовите признаки живой природы? (дышит, питается, растет, размножается, умирает)
· Что относится к живой природе?
· Назовите признаки неживой природы? ( не дышит, не питается, не растет, не умирает, не размножается)
· Что относится к неживой природе?
· Может ли живая природа существовать без неживой? ( живая природа может существовать только используя объекты неживой природы. Эти объекты обеспечивают живую природу пищей, водой, воздухом, теплом, дают ей кров)
· Благодаря чему в воздухе становится меньше углекислого газа? (растениям)
Нас окружает огромное количество растений. И все они разные. У каждого растения свой век. Одни живут несколько дней, а другие – до 100 лет. Одни вырастают в высоту до несколько см, а другие – до несколько метров. И место обитания у них разное. Одни растут в лесу, другие на болоте, или в воде, или на лугу. И среди всего этого разнообразия есть особенные растения. Как вы понимаете, что значит особенные? (ответы). Какие особенные растения вам известны? (ответы).
Сегодня мы познакомимся с 2 интересными представителями живой природы.
· (слайд 3) Туле – это дерево, самое толстое на планете. В обхвате ствола оно около 12 м, высота дерева более 35 м .Есть версии, что деревья этим от 1500 до 6000 лет. Произрастают деревья в Мексике.
· (слайд 4) Мафусаил сосна – очень старое дерево на планете. Ему около 5000 лет. И название своё оно получило от Библейского персонажа, который был основным долгожителем на земле. Дерево вроде мёртвое, но на самом деле каждая веточка его жива. Растет оно в горах США
2.Работа по теме урока
(слайд 5) Что объединяет эти фотографии? (это растения).
На какие группы их можно разбить? (деревья, кустарники, цветы и трава).
По какому признаку вы смогли отличить группы растений друг от друга? (ответы).
Все деревья имеют общее строение. У них есть корни, твердый ствол, покрытый корой, ветви образуют крону дерева . У кустарников нет главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой . Травянистые растения не имеют твердого ствола, Стебель у них мягкий, сочный и зеленый.
3.Закрепление
Распределите рисунки по группам: деревья, кустарники, травянистые растения (слайд 7).
Лист оценки индивидуальных достижений.
Вклеить в тетрадь
5.Домашнее задание
Обсудите с родителями, к какой группе относятся грибы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источники:
http://sprint-olympic.ru/uroki/okruzhajushhij-mir/16339-kakie-byvaut-rasteniia-2-klass-gryppy-i-vidy-po-okryjaushemy-miry.html
http://atlasprirodirossii.ru/klassifikaciya-travyanistyx-rastenij/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayushemu-miru-derevya-kustarniki-travyanistye-rasteniya-4944415.html