Есть в осени первоначальной анализ стиха: блестит на праздной борозде

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 73.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 73.

Фёдор Иванович Тютчев – признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6-го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.

История создания: стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.

Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.

Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер: размер стихов – ямб, рифма — перекрёстная.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».

Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».

Олицетворения: «…серп гулял…».

Синекдоха: «…падал колос».

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится к пейзажной лирике.

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого.

Стих написан разностопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмовка перекрёстная, а в третьем — кольцевая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.

Это лирическое стихотворение, здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами.
Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные средства:

  • Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде» , которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения: «…отдыхающее поле…», «…серп гулял…» .
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный» , то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.
  • Синекдоху: «…падал колос»
Читать еще:  Как понять есть ли у собаки глисты?

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать» , представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.07.2020 · Обновлено 16.07.2020

Фёдор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики, он так живо описывает природу, что для читателя открываются яркие картины и создаётся эффект присутствия. Об осени поэт писал нечасто, так как не любил печального увядания окружающей природы. Многомудрый Литрекон предлагает Вам познакомиться с анализом стихотворения «Есть в осени первоначальной…», разбор которого составлен по плану.

История создания

Ф.И. Тютчев написал данное стихотворение в середине своего творческого пути. Он уже был признанным мастером слова, но все еще не считал свое хобби полноценным видом деятельности. Он занимал важный государственный пост и делал карьеру.

Произведение создано 22 августа 1857 года во время путешествия из родового имения Овстуг в Москву, а напечатано в периодическом издании «Русская беседа» в 1858 году.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» посвящено осени в самом её начале, как о короткой, но прелестной поре года.

Жанр, направление, размер

«Есть в осени первоначальной…» – лирическое стихотворение, принадлежащее к направлению «чистого искусства», пейзажной и философской лирике. В нём переплетается реализм, который выражается в точном описании пейзажа, с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью.

Размер стихотворения «Есть в осени первоначальной…» – ямб. Особенность произведения состоит в том, что в нём много пропусков ударений, что больше заметно в первой строфе. Рифмовка двух первых строф перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. В третьей строфе прослеживается опоясывающая рифмовка.

Композиция

Композиция стихотворения «Есть в осени первоначальной…» простая. Произведение состоит из 3 строф, каждая из которых несёт в себе законченную мысль.

  1. В первой строфе даётся картина самого начала осенней поры. Поэт поймал переход одного времени года в другое, описав его зыбкость и хрупкость.
  2. Во второй строфе читается светлая печаль о том, что всё пространство пустеет.
  3. В последней строфе писателем создаётся картина осени, полностью вступившей в свои права, но при этом атмосфера не гнетущая, а умиротворяющая.

Образы и символы

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной.

  1. «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».
  2. «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы.
  3. «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла.

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» главным образом представлена основная тема русской природы, которой восхищается автор. Ф.И. Тютчев имеет в виду её переменчивость, подразумевая и быстротечность времени, что подталкивает его всё больше и больше любоваться мимолётными картинами окружающего мира. В произведении он запечатлел такой короткий период осенний поры, почти неуловимый, к которому автор смог подобрать слова. Стихотворение имеет глубину, ощущая которую, можно соприкоснуться с чувствами поэта, с красотой жизни, рассеянной в природе.

Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно заметить по интонациям строк, по словам и даже по знакам препинания.

  • Автор вкладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – это завершение года, то время, когда человек подводит итоги и строит новые планы, оценивает пройденные, безвозвратно ушедшие дни.
  • Поэт говорит о связи природы и человека. Осень для него – это увядание не столько естества окружающего мира, сколько человека. В понимания автора, осень – это приближение старости человека. Юность вместе с летом осталась позади, теперь наступила зрелость, а впереди старость – зима.
  • О крестьянском труде Ф.И. Тютчев пишет с уважением, говоря о том, что уборочная пора была сложной, но меж тем она принесла пользу и радость крестьянам. Осень в понимании поэта – это время, когда труженики могут перевести дух, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся наедине с небом.
Читать еще:  Ремонт электрической газонокосилки своими руками

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Есть в осени первоначальной…» выражена в ценности момента, в его прямом созерцании. Ф.И. Тютчева стремится видеть, не пропускать ничего вокруг себя, запечатлеть в своём сердце всё великолепие природы.

Важно воспринимать мир как дар за ежедневный труд – вот смысл произведения «Есть в осени первоначальной…».

Средства выразительности

Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной. » можно выделить немало троп, которые создают ту гармоничную атмосферу природы, которую стремился передать Ф.И. Тютчев.

  1. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».
  2. Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».
  3. Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».
  4. Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».
  5. Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».
  6. Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»

Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.

Стихотворение и анализ «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде,–

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Краткое содержание

Осень не была любимым временем года Федора Ивановича Тютчева, она навевала на него грустные мысли об угасании и неизбежном конце всего живого. Но, как и любой поэт, наделенный художественным воображением, он умел видеть и ценить прекрасное. Его не могло не восхищать золотое убранство лесов, переливающихся на солнце паутинок, разноцветье шуршащих под ногами листьев, ласковое тепло осеннего солнца.

«Золотая осень». Художник В. Поленов

Невероятно красивая и удивительная пора – конец августа. В народе она получила название бабье лето, когда погода еще балует последними теплыми деньками перед наступлением холодов. Тютчев очень выразительно характеризует этот период: «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера». И, хотя на календаре еще лето, но уже не так заливисто поют птицы, поля не колосятся, потому что урожай собран, на водную гладь опускаются вечерние туманы, которые и придают вечерам ту самую лучезарность.

Именно в это переходное время возникают мысли о свободе, ведь героя окружает немыслимый простор. Поля тоже опустели, но эта пустота не вызывает грусти. Отдыхающее поле означает то, что люди на нем потрудились на славу и сняли богатый урожай. Все освещено мягкими, теплыми солнечными лучами, которые еще больше подчеркивают отдельные детали. Особенно радует наступление вечера. Все затихает, ни легкий ветерок, ни моросящий дождик не могут омрачить красоту осеннего пейзажа.

Слова поэта «далеко еще до первых снежных бурь» говорят о том, что он сознательно пропускает самую унылую осеннюю пору со слякотью, дождями, пронизывающими ветрами и оголенными деревьями. Он не хочет разрушать то праздничное впечатление, которое сложилось у читателя при виде золотого осеннего великолепия.

Анализ

История создания

Федор Иванович много времени проводил в разъездах, во время этих долгих путешествий у него была возможность созерцать окрестную природу. Но русскую осень он видел очень редко, потому что этот сезон обычно приходился на его пребывание в Европе. Поэтому увиденная им красота так вдохновила его. 22 августа 1857 года поэт со своей дочерью, покинув поместье Овстуг, возвращался в столицу. Окружающий пейзаж настолько восхитил поэта своей нетронутой, первозданной красотой, что он тут же достал блокнот и начал делать наброски будущего стихотворения.

Читать еще:  Лилии восточные гибриды посадка и уход

Тютчев так торопился запечатлеть это великолепие, что от волнения у него дрожали руки, к тому же, ухабы на дороге не позволяли сосредоточиться. Тогда дочь взяла карандаш, и под диктовку Федора Ивановича сама записала текст стихотворения. Оно получилось необыкновенно легким и, словно, прозрачным. Поэту удалось уловить ту тонкую грань, которая разделяла два времени года – уходящее лето и наступающую осень. Это произведение было напечатано в 1858 году, в журнале «Русская беседа».

Персонажи и образы

В трех строфах стихотворения автор рисует картину умиротворенной, спокойной осенней природы, которая является центральным персонажем произведения. Здесь нет выраженного лирического героя, присутствует лишь его незримый образ, передающий читателю свои впечатления.

Сначала идет погружение в общую атмосферу осенней поры, возникают вызываемые ею, чувства и ассоциации. Чистый прохладный воздух, мягкие тона остывающего солнца, скрывающегося за горизонтом – всем этим явлениям автор дает меткое определение – «дивная пора!»

Далее взгляд автора переносится на опустевшее поле, уже отдавшее свой урожай, и теперь спокойно отдыхающее от суеты полевых работ. Не звенят серпы и косы, еще недавно взметавшиеся над ним, и только одинокая паутинка, поблескивает в лучах заходящего солнца.

После этого приходит осознание, что вся эта красота преходяща и скоро исчезнет. Но, пока зима еще не накрыла все своей снежной шалью, можно наслаждаться этой недолгой прекрасной порой, дарящей последнее солнечное тепло.

Композиция

Композиция стихотворения линейная, последовательная. Структура определена тремя строфами, состоящими из одного длинного предложения. Каждая строфа представляет собой самостоятельную законченную зарисовку. Несмотря на это, целостность произведения ощущается только при полном его прочтении.

Жанровое направление стихотворения – пейзажная и философская лирика. Тютчев, будучи представителем поэзии «чистого искусства» не допускал даже мысли о том, что в поэтическом тексте могут присутствовать какие-либо социальные вопросы или общественные проблемы. Это произведение принадлежит сразу к двум литературным направлениям – реализму и романтизму. В нем представлены очень реалистичные картины окружающей природы, наполненные эмоциями самого автора.

Размер и средства художественной выразительности

В этом стихотворении Тютчев использует разностопный ямб. В первой и второй строфе рифма перекрестная, в третьей – опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются друг с другом. Также наблюдается чередование длинных и коротких строчек, что создает ощущение непостоянства и скоротечности природных явлений.

Широко применяются поэтом средства художественной выразительности. Восхищение природой передают изящные эпитеты: «лучезарны вечера», «бодрый серп», «на праздной борозде»; метафоры: «и льется чистая и теплая лазурь», «паутины тонкий волос»; олицетворения: «день стоит», «серп гулял»; сравнения: «день стоит как бы хрустальный». Многоточия в конце первого и последнего четверостишия говорят о недосказанности, автор как бы предлагает читателю самому додумать и нарисовать собственную картину прекрасной осенней поры.

Проблематика и основная идея произведения

Данное стихотворение содержит несколько проблем. Во-первых, это тема смысла жизни. Осень – завершение года, в это время принято подводить итоги и планировать будущее, анализировать допущенные ошибки и делать соответствующие выводы.

Во-вторых, это связь человека с природой. Несмотря на то, что осень – это великолепное время года, ее, так или иначе, сменит зима. Если провести параллель с человеческой жизнью, на смену юности также приходит зрелость, которую сменяет неизбежная старость.

Третья тема – крестьянский труд, о котором очень уважительно отзывается Тютчев. Труд наполняет жизнь человека смыслом и, хотя, он нередко бывает очень тяжелым, его плоды приносят человеку радость и удовлетворение. Наступающая зима уже не будет голодной, потому что собранный урожай прокормит крестьянина до следующей весны. К тому же, бабье лето – это традиционное время для свадеб, появляются новые семьи, рождаются дети, все это говорит о продолжении жизни, человеческого рода. Стихотворение наполнено радостью и умиротворением, теми чувствами, которые автор испытал от созерцания осеннего пейзажа, и которыми захотел поделиться с читателем.

Источники:

http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/est-v-oseni-pervonachalnoy.html

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Ф.И. Тютчев)

Есть в осени первоначальной…

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: